Конгрегация Доктрины Веры
О пастырской заботе в отношении лиц со склонностью к гомосексуализму
Послание епископам Католической Церкви о пастырской заботе в отношении лиц со склонностью к гомосексуализму
перевод Ильи Астапова
1. Проблема гомосексуальности и этического суждения о гомосексуальных актах все чаще становятся объектом публичных обсуждений, в том числе в католических кругах. В подобной дискуссии часто преподносятся аргументы и высказываются мнения, которые не соответствуют учению Католической Церкви, что вызывает справедливое беспокойство у тех, кто принимает участие в пастырском служении. Поэтому, осознавая тяжесть и масштаб проблемы, данная Конгрегация посчитала справедливым предоставить настоящее Послание о пастырской заботе в отношении лиц с гомосексуальной склонностью, адресованное всем епископам Католической Церкви.

2. Естественно, здесь не может быть представлено комплексное рассмотрение этой сложной проблемы. Скорее, наше внимание будет сосредоточенно на специфическом контексте перспективы католической морали. Она находит свое подтверждение также и в надежных выводах гуманитарных исследований, которые имеют собственные объект и методы и пользуются законной автономией.
Позиция католической морали базируется на человеческом разуме, который, будучи освещен верой, движим сознательным намерением исполнять волю Бога, нашего Отца. Таким образом, Церковь в состоянии не только научиться, благодаря научным открытиям, но и выйти за их границы. Имея полноту видения, Церковь, несомненно, уважает сложную реальность человеческой личности, которая в своем духовном и телесном измерении была создана Богом действием Его благодати и призвана стать наследницей вечной жизни.
Только внутри данного контекста со всей ясностью можно будет определить, в каком смысле феномен гомосексуальности, с его многочисленными особенностями и его воздействием на общественную и церковную жизнь, является проблемой, к которой непосредственно обращена пастырская забота Церкви. Поэтому от служителей требуется ее внимательное, конкретное изучение и богословски сбалансированное благочестивое размышление.

3. Уже в «Декларации по некоторым вопросам сексуальной этики» (29 декабря 1975 г.) Конгрегация Доктрины Веры широко рассмотрела данную проблему. Декларация подчеркивала важность попыток понимания состояния гомосексуальности, и отмечала, что о тяжести гомосексуальных актов необходимо говорить с рассуждением. В то же время Конгрегация учитывала различия, обычно проводимые между гомосексуальной наклонностью и гомосексуальными актами. Эти последние были описаны как акты, лишенные их существенной и неизменной цели, «внутренне неупорядоченные» и такие, которые не могут быть одобрены ни при каких обстоятельствах (см. гл.8, ст.4).
Однако в обсуждении, которое возникло после публикации Декларации, были представлены исключительно благосклонные интерпретации гомосексуальных наклонностей, что сподвигло некоторых определить эту тенденцию как индифферентную или даже благую. Следует, однако, отметить, что гомосексуальная наклонность человека, хотя сама по себе не является грехом, все же представляет собой более или менее сильную тенденцию к поведению, которое с точки зрения морали по существу является плохим. По этому поводу сама тенденция должна считаться как объективно неупорядоченная.
Поэтому те, кто пребывает в подобной ситуации, должны быть объектами особой пасторской заботы, чтобы они не поддались мнению, что реализация подобных тенденций в гомосексуальных отношениях может быть морально приемлемым решением.

4. Одним из важных аспектов подлинной пастырской заботы является выявление причин, которые привели к путанице в отношении учения Церкви. Среди них мы должны упомянуть новое толкование Священного Писания, согласно которому Библия ничего не говорит о проблеме гомосексуальности, или же в некотором роде дает ей свое молчаливое одобрение, или, наконец, подает моральные предписания, которые настолько сильно обусловлены культурным и историческим контекстом, что уже не могут быть применимы к современной жизни. Подобные мнения, тяжело ошибочные и вводящие в заблуждение, требуют особой бдительности.

5. Верно, что библейская литература обязана различным эпохам, в которых была написана, восприняв от них образ мышления и способы выражений (ср. Dei Verbum, 12). Безусловно, способ, которым Церковь сегодня провозглашает миру Евангелие, сильно отличается от того, который существовал в древности. Но с другой стороны, мир, в котором был написан Новый Завет, уже значительно отличался, к примеру, от той ситуации, в которой были написаны или подготовлены Священные Писания еврейского народа.
Следует, однако, отметить, что даже в контексте таких явных различий, внутри самого Писания прослеживается очевидная согласованность относительно гомосексуального поведения. Поэтому доктрина Церкви по этому вопросу не основывается только на изолированных фразах, из которых можно было бы сделать сомнительные богословские заключения, но на твердом основании неизменного библейского свидетельства. Нынешняя община веры, в неразрывном преемстве с еврейскими и христианскими общинами, внутри которых были составлены древние Писания, продолжает насыщаться от тех же Писаний и того же Духа Истины, словом Которого они являются. Не менее важно признать тот факт, что священные тексты не могут быть поняты правильно, если их интерпретации противоречат живой Традиции Церкви. Для того чтобы считаться верной, интерпретация Священного Писания должна пребывать в действительном согласии с Традицией.
Относительно этого Второй Ватиканский Собор выразился следующим образом: «Итак, очевидно, что Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви по премудрому замыслу Божию так связаны и соединены между собою, что без одного нет и другого, и все они вместе — каждое по-своему под действием Святого Духа — успешно способствуют спасению душ». (Dei Verbum, 10). В свете этих утверждений изложим кратко учение Библии по данному вопросу.

6. Богословие сотворения, представленное в книге Бытия, предлагает фундаментальную точку зрения для адекватного понимания проблем, связанных с гомосексуальностью. Бог в Своей бесконечной мудрости и Своей всемогущей любовью призывает к существованию всю реальность как отражение Его благости. Поэтому люди – Божьи творения – во взаимодополняемости полов призваны отражать внутреннее единство своего Творца. Они особым образом реализуют это задание, когда сотрудничают с Ним в передаче жизни путем взаимного дарования супругов.
В третьей главе книге Бытия демонстрируется, каким образом правда о человеческой личности как образе Божьем затмевается по причине первородного греха. Отсюда неизбежно следует потеря осознания характера завета, а именно того единства, которое связывало людей с Богом и друг с другом. И хотя человеческое тело по-прежнему сохраняет свое «супружеское значение», в то же время оно затемнено грехом. Так из-за греха продолжало ухудшаться состояние жителей Содома (Ср. Быт 19, 1-11). Не может быть никаких сомнений относительно морального суждения, высказанного там против гомосексуальных отношений. В книге Левит 18, 22 и 20,13, когда перечисляются условия, необходимые для того принадлежности к избранному народу, автор исключает из числа Божьего народа тех, кто имеет гомосексуальное поведение.
На основе этого теократического закона апостол Павел в рамках эсхатологической перспективы вновь предлагает ту же доктрину, согласно которой среди тех, кто не унаследует Божьего Царства, присутствуют люди, демонстрирующие гомосексуальное поведение (Ср. 1Кор 6, 9). В другой части своих посланий, опираясь на нравственные традиции предков, но при этом помещая себя в новый контекст - конфронтацию между Христианством и языческим обществом того времени, он сравнивает гомосексуальное поведение со слепотой, которой страдает человечество. Подменяя первоначальную гармонию, существующую между Творцом и творением, тяжелое отклонение в сторону идолопоклонства привело к различным злоупотреблениям в сфере морали. Наиболее яркий пример этой дисгармонии святой Павел видит в гомосексуальных отношениях (Ср. Рим 1, 18-32). Наконец, в непрерывном соответствии с библейским учением, в списке тех, кто поступает противно святой доктрине, в качестве явных грешников упоминаются и те, кто совершает гомосексуальные акты (Ср. 1Тим 1, 10).

7. Церковь послушная своему Господину, Который ее основал и соделал даром сакраментальной жизни, празднует в Таинстве брака божественный план любвеобильного и животворящего союза мужчины и женщины. И только в супружеском союзе сексуальные отношения могут считаться морально правильными. Поэтому человек, который ведет гомосексуальный образ жизни, поступает безнравственно.
Выбор сексуальной активности с человеком своего пола равнозначен утрате того богатого значения и символизма, не говоря уже о целях, которые имеет план Творца по отношению к сексуальной реальности. Гомосексуальная активность не выражает тот взаимодополняющий союз, который способен передавать жизнь, и поэтому она противоречит призванию к такой форме существования, в которой, согласно Евангелию, дарование себя является самой сутью христианской жизни. Это вовсе не означает, что гомосексуальные люди не способны к щедрости или дарованию себя, но, вовлекаясь в гомосексуальные отношения, они тем самым увеличивают внутри себя неупорядоченную сексуальную склонность, которая сама по себе характеризуются как самоудовлетворение.
Как и в случае любого другого морального расстройства, гомосексуальная активность препятствует собственной реализации и счастью человека, потому что противоречит творческой мудрости Бога. Отвергая ошибочные доктрины касательно гомосексуальности, Церковь не ограничивает, но скорее защищает свободу и достоинство человека, понимая их реальным и истинным способом.

8. Таким образом, нынешнее учение Церкви пребывает в органичной непрерывности с точкой зрения Священного Писания и с неизменной Традицией. Даже если мир сегодня во многом по-настоящему изменился, христианская община осознает свою глубокую и прочную связь, которая объединяет ее с предшествующими поколениями в «знаке веры».
Однако в наши дни все большее число людей - даже внутри Церкви - ощущает очень сильное давление к принятию своего гомосексуального состояния, как если бы оно не было неупорядоченным, и узакониванию гомосексуальных актов. И те, кто движется в этом направлении, пребывая при этом в общине веры, часто имеют тесные связи с теми, кто находится вне ее. А эти внешние группы движимы представлением противоположным правде о человеческой личности, которая была полностью раскрыта в тайне Христа. Они провозглашают тем самым, даже если не всегда сознательно, материалистическую идеологию, которая отрицает трансцендентную природу человеческой личности, а также сверхъестественное призвание каждого отдельного человека.
Служители Церкви должны позаботиться, чтобы гомосексуальные особы, доверенные их опеке, не были введены в заблуждение этими мнениями, столь глубоко противоположными учению Церкви. Несмотря на все, риск остается очень большим, и многие пытаются создать путаницу в отношении позиции Церкви, чтобы воспользоваться создавшимся замешательством в своих собственных целях.

9. Кроме того, в Церкви возникла тенденция к возникновению групп давления, имеющих разное влияние, которые желают уполномочить себя в качестве представителей всех гомосексуальных католиков. Фактически, их последователями являются в основном те, кто либо игнорируют учение Церкви, либо пытается каким-то образом подорвать его. Они стараются собрать под эгидой католичества гомосексуалистов, которые не имеют никакого намерения отказаться от своего гомосексуального поведения. Одна из используемых ими тактик заключается в том, чтобы утверждать с тоном протеста, что любая критика или оговорка в адрес людей с гомосексуальным поведением, их деятельности и образа жизни – это попросту форма несправедливой дискриминации.
Поэтому в некоторых странах предпринимается настоящая попытка манипулировать Церковью в попытке изменить нормы гражданского законодательства, зачастую заручившись доверием своих пастырей. Цель подобных действий этих групп давления - намерение согласовать данное законодательство с собственной концепцией, согласно которой гомосексуализм - это явление, по крайней мере, совершенно безвредное, или даже полностью благое. Хотя практика гомосексуализма серьезно угрожает жизни и благосостоянию большого числа людей, сторонники этой тенденции не отказываются от своих действий и не желают принимать во внимание соотношение риска, который в них заключен.
Церковь не может не беспокоиться об этом и поэтому в отношении всего сохраняет неизменной свою твердую позицию, которая не может быть модифицирована под давлением гражданского законодательства или сиюминутной моды. Она также искренне озабочена теми, кто не считает себя представителями про-гомосексуальных движений, и теми, кто может испытывать соблазн поверить их лживой пропаганде. Она осознает, что мнение, согласно которому гомосексуальные акты считаются эквивалентными или, по крайней мере, приемлемыми в качестве сексуального выражения супружеской любви, оказывает непосредственное влияние на концепцию, воспринятую обществом от природы, и на права семьи, подвергая их серьезной опасности.

10. Необходимо выразить глубокое сожаление, что до сих пор люди с гомосексуальностью были и остаются предметом злонамеренных оскорблений и насильственных действий. Подобное поведение, где бы оно ни происходило, заслуживает порицания со стороны пастырей Церкви. Так как тем самым демонстрирует отсутствие уважения к другим, наносящее ущерб базовым принципам, которые являются основой здорового гражданского сосуществования. Достоинство каждого отдельного человека никогда не должно быть нарушено ни словом, ни делом, ни законодательством.
Однако правильная реакция на несправедливость в отношении людей с гомосексуальным поведением никоим образом не должна приводить к утверждению, что гомосексуальные тенденции нормальны. Когда делаются подобные утверждения, и гомосексуальные акты в последствии начинают считаться хорошими, или же когда принимаются светские законы, цель которых защитить подобное поведение, не учитывая права других, тогда ни Церковь, ни общество в целом не должны удивляться появлению иных искаженных мнений и практик, и увеличению числа насилия и иррационального поведения.

11. Некоторые утверждают, что гомосексуальная тенденция в ряде случаев не является результатом сознательного выбора, что у гомосексуального человека нет альтернативы, и он вынужден следовать гомосексуальному поведению. В заключение утверждают, что в подобных ситуациях отсутствует вина, поскольку такой человек не свободен.
В связи с этим необходимо обратиться к мудрой моральной традиции Церкви, которая предостерегает от обобщений в суждении конкретных дел. Фактически в каждой отдельной ситуации могут быть такие обстоятельства, которые имели место в прошлом или же существуют до сих пор, и которые способны уменьшить или даже снять вину с человека; другие обстоятельства наоборот могут увеличить ее. В любом случае следует избегать необоснованных и унизительных предположений, согласно которым гомосексуальное поведение человека всегда и полностью подчиняется принуждению и, следовательно, не имеет вины. В действительности даже в людях с гомосексуальными наклонностями должна быть признана фундаментальная свобода, которая характеризует человеческую личность и придает ей особое достоинство. В каждом противостоянии греху, благодаря этой свободе, человеческие усилия, освященные и поддерживаемые Божьей благодатью, могут позволить им избежать гомосексуальных поступков.

12. Итак, что должен предпринять человек с гомосексуальностью, желая наследовать Господа? По сути, эти люди призваны исполнить Божью волю в своей жизни, соединяя каждое страдание и трудность, которые они могут испытывать из-за своего состояния, с жертвой Господа на кресте. Для верующего крест является плодотворной жертвой, потому что из этой смерти возникают жизнь и искупление. И если даже каждый призыв к несению креста, под которым, таким образом, могут подразумеваться страдания христианина, будет предсказуемо кем-то осмеян, не следует забывать, что это путь спасения для всех, кто является последователями Христа.
На самом деле это не что иное, как учение, адресованное апостолом Павлом галатам, где он говорит о том, что Дух производит в жизни верующих: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание». И чуть далее: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5, 22.24).
Однако данный призыв очень легко интерпретировать неверно, если рассматривать его только как бесполезное усилие по самоотвержению. Крест действительно является отвержением себя самого, но через предание Божьей воле, Богу, Который от смерти переводит в жизнь и тем, кто полагает в Нем надежду, дает практиковать добродетели вместо пороков.
Пасхальная тайна действительно празднуется только в том случае, если ей разрешено проникнуть в ткань повседневной жизни. Отказ пожертвовать собственной волей в послушании воле Господней может послужить препятствием для спасения. Подобно тому, как крест является центром выражения искупительной Божьей любви для нас через Иисуса, так и самоотверженное единение гомосексуальных мужчин и женщин с жертвой Христа станет для них источником дарования себя, чтобы избавить их от образа жизни, который постоянно угрожает им гибелью.
Гомосексуальные люди, подобно остальным христианам, призваны жить в целомудрии. Если они с усердием постараются понять природу своего личного призвания, данного им Богом, то будут в состоянии с большей верностью приступать к таинству покаяния и получать Божью благодать, столь щедро предлагаемую в нем, чтобы иметь возможность еще больше обратиться в следовании за Ним.

13. С другой стороны, очевидно, что эффективность и ясность передачи доктрины Церкви верным и всему обществу во многом зависит от правильного учения и верности тех, кто осуществляет пастырское служение. На епископов возложена особо серьезная ответственность позаботиться, чтобы их соработники в служении, прежде всего священники, имели хорошую формацию и личную готовность донести до каждого доктрину Церкви во всей ее полноте. Прекрасна та особая пасторская забота и доброжелательность, проявленная многими священниками и монашествующими в отношении гомосексуальных особ, и эта Конгрегация надеется, что такая забота не уменьшится.
Подобные ревностные служители должны быть уверены, что они следует Господней воле, когда побуждают гомосексуалиста к целомудренной жизни, помня о том несравненном достоинстве, которое Бог даровал ему.

14. Учитывая вышеизложенное, данная Конгрегация призывает епископов быть особенно бдительными в отношении тех программ, которые в действительности пытаются оказать давление на Церковь, чтобы она изменила свою доктрину, даже если на словах они это отрицают. Тщательное изучение публичных заявлений, в них содержащихся, и акций, которые они продвигают, указывает на их неоднозначность, посредством которой они пытаются ввести в заблуждение пастырей и верующих. Например, иногда они обращаются к Учительству [Церкви], но лишь как к необязательному источнику формирования совести. Но его особая власть ими не признается. Некоторые группы предпочитают классифицировать свои организации или людей, на которые они направлены, как «католические», но при этом не защищают и не распространяют Учительство [Церкви], более того иногда открыто нападают на него. И несмотря на утверждения их членов, что они хотят жить согласно учению Христа, по факту они отказываются от учения Его Церкви. Такое противоречивое поведение никоим образом не может иметь поддержки у епископов.

15. Поэтому данная Конгрегация призывает епископов поощрить в своих епархиях пасторскую работу с гомосексуальными людьми в полном согласии с учительством Церкви. Никакая подлинная пастырская программа не может включать в себя организации с членством для гомосексуалистов, если в ней четко не определено, что гомосексуальные акты являются безнравственными. Истинное пастырское отношение будет заключаться в помощи людям с гомосексуальностью избегать ближайших причин для греха.
Следует поощрять те программы, в которых подобные опасности исключены. Но важно уточнить, что каждый отход от учения Церкви или же умолчание о нем в надежде оказать пастырскую помощь, не может быть формой ни искренней заботы, ни действительного пастырства. Только то, что истинно, в конце концов, может быть пастырским. Неучитывание позиции Церкви препятствует гомосексуальным мужчинам и женщинам получить ту заботу, в которой они нуждаются и на которую имеют право.
Подлинная пастырская программа способна помочь гомосексуальным людям на всех уровнях их духовной жизни посредством таинств и особенным образом частой и искренней исповеди, посредством молитвы, свидетельств, наставления и индивидуальной помощи. Таким образом, вся христианская община должна прийти к осознанию своего призвания помогать этим своим братьям и сестрам, не допуская их разочарования или изоляции.

16. Из этого дифференцированного подхода могут последовать многие преимущества, не в последнюю очередь констатация того, что гомосексуальный человек, как и каждое человеческое существо, имеет глубокую потребность в разносторонней помощи.
Человеческую личность, созданную по образу и подобию Божьему, нельзя адекватно определить, сводя ее лишь к сексуальной ориентации. Каждый человек, живущий на лице Земли, имеет свои собственные проблемы и личные трудности, но также и возможности для роста, ресурсы, таланты и личные дарования. Поэтому Церковь в заботе о человеческой личности предлагает такой контекст, в котором сегодня в большей степени чувствуется потребность в отказе рассматривать личность с позиции «гетеросексуальности» или «гомосексуальности», и подчеркивает, что каждый имеет ту же фундаментальную идентичность: быть творением и посредством благодати ребенком Божьим, наследником вечной жизни.

17. Представляя вниманию епископов эти разъяснения и пастырские указания, данная Конгрегация желает помочь их усилиям по обеспечению того, чтобы учение Господа и Его Церкви касательно этой важной темы целостным образом было передано всем верным.
В свете вышесказанного, местным ординариям вверяется определить в рамках их компетенции необходимость конкретных действий. Более того, если это будет сочтено полезным, можно прибегнуть к дальнейшим скоординированным действиям на уровне национальных епископских конференций.
В частности, вверяется епископам с помощью средств, имеющихся в их распоряжении, поддерживать развитие специальных форм пастырской заботы для гомосексуальных людей. Это могло бы включать в себе сотрудничество с психологическими, социологическими науками и медициной, при этом всегда пребывая всецело верными доктрине Церкви.
Прежде всего, пусть епископы прибегнут к сотрудничеству всех католических богословов, которые в свою очередь, обучая тому, чему учит Церковь, и посредством размышлений углубляя подлинное значение человеческой сексуальности и христианского брака в Божественном плане, а также добродетелей в нем заключенных, смогут оказать действенную помощь в этой специфической области пастырской деятельности.
Епископы должны обратить особое внимание на выбор ответственных служителей для этой деликатной задачи таким образом, чтобы они, благодаря верности Учительству и высокой степени духовной и психологической зрелости, могли оказать реальную помощь гомосексуальным людям в достижения их всестороннего блага. Такие служители да отвергнут те богословские взгляды, которые противоречат учению Церкви и не могут служить директивами в сфере пастырства.
Также подходящим будет предложение соответствующих программ катехизации, основанных на истине о человеческой сексуальности в ее отношении к жизни семьи, так, как об этом учит Церковь. Подобные программы обеспечивают отличный контекст, в рамках которого могут быть затронуты вопросы гомосексуализма.
Эти катехезы могут оказаться помощью для семей, где есть лица с гомосексуальностью, так как позволят обратиться к проблеме, которая так глубоко их затрагивает.
Любая организация, стремящаяся подорвать учение Церкви через двусмысленное отношение к нему или же полное пренебрежение, должна быть лишена поддержки. Подобная поддержка или ее видимость могут вызвать серьезные недоразумения. Особое внимание следует уделить практике планирования религиозных богослужений и использованию церковных помещений подобными группами, включая возможность наличия у них школ и католических высших учебных заведений.
Для кого-то подобное разрешение на использование собственности Церкви может показаться лишь жестом справедливости и милосердия, но в действительности оно противоречит тем целям, ради которых были созданы данные институции, и может стать источником непонимания и соблазна.
При оценке любых законодательных проектов необходимо поставить на первое место обязательство защищать и поощрять семейную жизнь.

18. Господь Иисус сказал: «Вы познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8, 32). Священное Писание заповедует нам поступать по истине в любви (ср. Еф 4, 15).
Бог, Который одновременно является истиной и любовью, призывает Церковь поставить себя на службу для каждого мужчины, женщины и ребенка с пасторской заботой Милосердного Господа. В таком духе данная Конгрегация Доктрины Веры обратилась с этим Послание к вам, епископам Церкви, с надеждой, что оно послужит вам помощью в пасторской заботе о людях, чьи страдания могут быть усугублены из-за неверных доктрин и смягчены словом истины.
________________________________________________________
Рим, Конгрегация Доктрины Веры, 1 октября 1986 г.
Кард. Иосиф Ратцингер, Префект
Арх. Альберто Бовоне, Секретарь

Верховный Понтифик Иоанн Павел II в ходе Аудиенции, предоставленной нижеподписавшемуся Префекту, одобрил настоящее Послание, принятое на очередном собрании данной Конгрегации, и распорядился о его публикации.


Источник - тык.
Made on
Tilda