Куда и почему
пропали эмо и готы
Когда я последний раз видел на улице эмо? Когда Вы в последние раз видели эмо? Давно, правда? Так куда же они делись? И почему они вообще куда-то делись?

Начнем со статистики. В 2016 году Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ завершил главный этап исследования «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов». Один из самых важных выводов исследования заключается в том, что в последнее время «классические» субкультуры (эмо, готы, панки и т.д.) маргинализируются и постепенно уходят со сцены. Например, в Махачкале к эмо себя причислили только 2,7%, а к готам — 1,6%. В Казани 1,7% — готы и 1,4% — эмо. В Петербурге готы еще держатся — их почти 5%, но эмо — только 1,5%, как в Ульяновске.

Почему же эмо вымирают? И вымирают ли они?

Справка

Когда мы говорим об эмо-культуре, нужно понимать, что мы говорим прежде всего о стиле жизни, имидже и музыкальном вкусе весьма специфического толка. Стиль и имидж очень важны для эмо, и они проявляются не только в одежде, но и в идеологическом контексте. Так, к примеру, тру-эмо не просто носят клетчатую арафатку с кедами, но и обязательно не пьют алкоголь, не курят, не употребляют наркотики. Это важно для их имиджа, это делает их отличными от других. Это та основа, на которой зиждется их протест, пусть и абсолютно аполитичный (в отличие от тех же «злых» панков или хиппи), но все-таки – протест. Эмо не просто грустно сидят на подоконнике, обняв колени, с «Тремя полосками» или американским эмо-кором в наушниках, нет-нет. Они – самый чувствительный орган планеты, а значит и наиболее болезненно реагирующий на малейшие движения, несправедливость, давление. Отсюда и накачанная депрессией идеология. Попробуйте-ка не страдать депрессией, когда Вы все воспринимаете так близко к сердцу, как это только возможно.

Внешний вид

Как и для любой другой «классической» субкультуры, для эмо всегда было очень важно правильно одеваться. Внешний вид – самое очевидное проявление их стиля, это «лицо» их протеста. Узкая футболка и узкие же джинсы дополняются обычно кедами с яркой шнуровкой, ремнями (часто - розовыми), бляхами и значками, арафаткой. Сумка через плечо – еще одна отличительная деталь. К ней-то зачастую и крепятся значки, нашивки и бляхи с эмо-символикой. Пирсинг, ошейники, напульсники – неотъемлемая часть образа эмо-боя или эмо-герл.

Словарь эмо:

Эмо-кид - человек, считающийся принадлежащим к эмо-культуре.
Тру-эмо - настоящий эмо.
Скрим - пронзительный вопль, крик. Особая фишка эмо-групп.
bang-bang - звук от выстрела пистолета (одна из любимых фраз эмо-кидов).
Снэпы - браслеты на руках из резинок и проводов.
Тоннели - круглые дырки в ушах, а также сережки, вставленные в них, пустые внутри.
Плаги - сережки без дырок, вставленные в тоннели.
Слипы - тряпичные тапочки в ромбик или другой рисунок.

Интернет

Проведя много часов в сети, приходишь к выводу, что пусть и с большой натяжкой, но в интернете эмо-культура еще кое-как жива. Вы можете найти десяток, а то и больше пабликов в VK, которые до сих пор активны, некоторые из них – довольно новые. Многие занимаются организацией встреч и сходок в разных городах. Например – ДРЭШ («Дух Русской Эмо Школы» -), которые проводят эмо-сходки в 14 городах России и Украины. Сообщество MTTE ("Meeting the true emo") c 3.5 тысячами подписчиков даже верит, судя по аннотации, в создание новой эмо-волны в 2017. Дима Дэвис, довольно известный эмо персонаж и админ MTTE мой запрос, к сожалению, проигнорировал.

Так или иначе, все это уже, что называется, «не то». Сайтов, посвящённых эмо-культуре просто нет. Форумов – тоже, по крайней мере живых. Ресурс Emofans (http://emofans.ru), позиционирующий себя, как «самый крупный эмо сайт рунета» - вымер. Последние стихи на нем опубликованы еще в 2013 году, а в последних записях на форуме люди сетуют на бессмысленные посты с рекламой каких-то групп. Создатель проекта Александр Алаев признался, что сайтом он уже не занимается из-за «других интересов».

Их паблик в VK с 13 тысячами подписчиков (https://vk.com/emofans_ru) функционирует и сейчас, но опять-таки постит в основном рекламу.

С другими ресурсами дело обстоит не лучше. Последние новости на сайте emo.ru датируются 2011 годом, а на форуме кто-то робко пытается зазывать последних выживших в telegram канал с 12 участниками. rusemo.ru (называвший себя «первым официальным сайтом эмокидов в России») умер сравнительно недавно – в 2015.

Что касается пабликов в VK, то самый многочисленный из них (более 91000 подписчиков) - «Верни мне мой 2007-ой» (https://vk.com/wetakeitback). 2007 год по праву считается пиковым в истории эмо-субкультуры. С создателем этого сообщества я и решил поговорить.

Есть разные мнения о том, что произошло с эмо культурой и почему она умерла. А ты как считаешь? Что произошло с эмо?
Виталий Костилин: У людей разное мнение только потому, что образ "эмо" вызывает разные ассоциации у людей, кто-то проецирует себя, кто-то пытается подменять понятия. Эмо живет и будет жить до тех пор, пока хоть кто-то делает музыку, основанную на эмоциональном панк ядре. Это может быть и скримо, и пост-хардкор, и эмо образца MTV 2000-ых. Ничего пока вроде не умерло. Позеры - отдельный разговор. Сейчас с развитием информационных технологий их еще больше, люди не думают своей головой и ныряют в пучину "хайпа". Отсюда мы имеем то, что каждый второй выражается "топчиками", "кеками", "мне не зашло" и так далее.

Есть какой-то основополагающий принцип, по которому человек может причислить себя к эмо-культуре?
Виталий Костилин: Человеку должна нравится "эмо" музыка, или её отдельные жанры. Он должен жить ей, впитывать её. Дышать ей. Тогда он может причислить себя к эмо культуре, тогда и окружающие могут его к ней причислить.

Кто-то говорит, что из культуры эмо произошли трэшеры, кто-то говорит, что сэдбои. Недавно даже вышла статья, что современные русские рэперы типа Фараона тоже продолжатели эмо культуры. Есть какие-то другие субкультуры, корни которых уходят в эмо культуру?
Виталий Костилин: Люди впитывают в себя все наиболее трендовое, странное, близкое. Это не ново. Глэмеры додумались до этого раньше всех. Реперы - отдельный разговор. Хуже жвачки не придумаешь, хуже кумира для 13-летних девочек тоже. У людей не сформирован свой круг интересов. У некоторых интересов и хобби нет вообще, все впитывают всё из сети.

Суровая правда

На самом деле, конечно же, исход эмо, в отличие от готов, можно более-менее проследить. Часть эмо-культуры плавно перетекла в trash-культуру («культура для бедных», китч), часть сконцентрировались на хардкор музыкальной тусовке или же ушла в аниме (которое, кстати, обладает в отличие от большинства сообществ некой таинственной константой в плане последователей, во многом за счет подпиток из постоянно разваливающихся групп).

Но суровая правда заключается в том, что большинство эмо просто перестали быть эмо, либо потеряв интерес (повальное большинство), либо разочаровавшись в идеологическом наполнении протеста. С приходом волны хипстеров, оставшиеся еще эмо переобулись в аирмаксы и состригли челки. Правда, в 2014 году мода на челки вернулась, породив около-субкультурное явление с простым и логичным названием – челкастые. Впрочем – ненадолго.
Словарь

Анх (анкх, анк) — египетский иеро­глиф, а также наиболее значимый символ древних египтян. Также из­вестен как «Ключ жизни», «Ключ Нила», «Бант жизни», «Узел Жизни», «Крест с Петлей», «Египетский крест», «Крукс Ансата» (лат. Crux ansata). Представляет собой крест, увенчан­ный кольцом.
Ботва — термин, придуманный рус­скими готами — так называют жабо или воланы на рукавах (пример: «ру­башка с ботвой»).
Готник — (по аналогии с «гопником») человек, примеряющий на себя все стереотипы данной субкультуры.
Депра — депрессия.
Забритый гот — гот с забритыми по кругу висками.
Зелёнка — абсент.
Мини гот — молодой, не опытный гот, не знающих и не понимающих суть субкультуры (batty goth)

Одежда
Справка 2

Субкультура готов появилась давно, а если быть точными, то в конце 1970-х – начале 1980-х. Катализатором появления послужила волна пост-панка в Великобритании, спровоцировавшая создание нового музыкального направлением – готического рока. В отличие от субкультуры эмо, для готов важнейшим понятием является эстетика, как в музыке, так и в стиле, имидже и идеологии. Эстетика эта, впрочем, весьма своеобразна и изначально была продиктована музыкальной стилистикой. Ее характерными чертами являются оккультизм, мистицизм, тяга к околосатанинским практикам, панковскому протесту. Принято считать, что все это лишь внешние проявления, которые не имеют ничего общего с мировоззрением готов, определить которое труднее. Все эти прогулки по кладбищам, ритуалы, культ смерти и прочее – не более чем ширма (необходимая, впрочем, и очень важная, опять-таки, с эстетической точки зрения), за которой скрывается, как ни странно, гораздо более позитивный вектор протеста, в отличие от тех же эмо. Гот – человек возвышенный, но позитивный, таинственный, но, в то же время, открытый другим. Гот не страдает депрессией, он наслаждается своей индивидуальностью, обособленностью, парением над реальностью. В сухом остатке, готы – никакие не дети тьмы, но дети тени, при чем, - весьма земной. Там, в тени реального мира, им находится комфортно и, самое главное, эстетично.

Встреча Goth Community в Москве, май 2017, фото Михаила Менделеева
Интернет 2

Где же готы? Почему такая уникальная и весьма яркая субкультура вдруг развеялась, как дым? Под влиянием чего? Примечательно, что, в отличие от эмо, которые породили несколько других более мелких сообществ, перетекли во что-то другое или как-то трансформировались, готы - просто исчезли.

Хватило получаса, чтобы понять, что в интернете субкультура готов тоже если и не мертва, то едва дышит. Дело обстоит даже хуже, чем с эмо. Живых сайтов и форумов нет вообще, от слова совсем. Исключением, подтверждающим правило, является ресурс Russian Gothic Project (www.gothic.ru), который, впрочем, посвящен «темной сцене» в целом, а не готике в частности. К примеру, Russian Gothic Project (совместно с промо-группой Black Room Community) провел буквально неделю назад в Санкт-Петербурге фестиваль Radio Inferno IX (http://www.radioinfernofest.ru). Но, опять-таки, речь идет скорее о dark сцене (industrial, metal, EBM, electro и пр.) в музыкальном плане, а не о готической субкультуре.
Комментарий «координатора и администратора» Gothic.ru Cергея Меренкова был лаконичен и беспощаден:
Сергей Меренков, «координатор и администратор» Gothic.ru
«1. Состояние готической сцены в мире - медленное умирание от возраста. Состояние оной в России - смерть, она мертва :)
2. Насколько субкультура готов сейчас популярна? Если в мире, - то все еще относительно популярна "в узких кругах". Если в России, то не популярна никак, смотри пункт один :)»

Удалось отыскать несколько более-менее активных сообществ в VK. В Москве, к примеру, встречи готов организует сообщество Goth Community. Я сразу написал девушке с ником Natalis Domini, которая заведует этим сообществом. Поначалу я не встретил понимания:

Но после объяснений, что меня, видимо, перепутали с Милоновым, разговор наладился и вот, что поведала мне Natalis Domini:

"В Москве субкультура готов ещё жива частично. Различные встречи готов в Москве организуются от лица Goth Community. Человек по 20-30 приходят, как правило. Культура изменилась. Раньше готов объединяла любовь к определенному жанру музыки, а сейчас готы - это просто любители фотографироваться на кладбище. Их особо ничего не объединяет. Есть парочка людей, кто серьезно относятся к субкультуре, но их буквально можно пересчитать по пальцам.
Что отличает гота от других неформалов? Хм. Сложно сказать. Раньше готы отличались мировоззрением и музыкальными предпочтениями, а сейчас - даже не знаю. Нужно учитывать, что на готических тусовках сегодня собираются неформалы абсолютно разных направлений: от простых ребят в черной кофте, пришедших ради интереса, до глэм-рокеров."


Еще один пример удивительным образом выжившего проекта, имеющего отношение к готической субкультуре – радио GIB FM (http://gibfm.ru) – круглосуточная интернет-радиостанция, специализирующаяся на dark музыке, в основном готического толка. Ребята не ограничиваются радио-форматом, но также проводят готический фестиваль под названием «Темные Танцы». Последний такой фестиваль прошел в Челябинске 21 января 2017 (Темные Танцы IV, Ural Gothic Fest) не без определенного успеха для столь локального во всех смыслах уровня.
Фестиваль «Темные танцы», Челябинск, январь 2017, фото – gibfm.ru
Музыкальный редактор Кирилл Федин GIB FM ответил на вопрос о готах в России быстро и (наконец-то!) развернуто:
«Готика массово начала проявлять себя в России лет 12 назад. Полагаю, тогда рок-магазины получали действительно неплохую прибыль, ибо многие несогласные с ценностями массового искусства (вспомните первые выпуски comedy club с их сортирными шутками) охотно прибивались к так называемым "неформальным" субкультурам… Ну а когда ребята начинали кучковаться, находить единомышленников, вторых половинок, т.е. переставали чувствовать одиночество, у многих потребность в радикальном самовыражении проходила. И они от готики отходили. Та декадентская субкультура, к которой они примкнули не имеет ничего общего с готикой в ее первоначальном виде… Кто-то не мог так резко переключиться, и они выбирали немецкую электронную готику, оттуда их потом заносило в кибер-готы... Сейчас готика в России - это разношерстная тусовка, которую представляют олдовые, они сами себя считают самыми правильными и элитарными, NDTшники - те самые эволюционировавшие декаденты, любители немецкой сцены и кибер-готы… Сейчас это такая не то, чтобы закрытая, но несколько настороженно относящаяся к новичкам тусовка. Все друг друга знают. Даже из разных городов.»

«Готы и эмо не вписываются в тренд»

После общения с представителями обеих субкультур и изучения массы пабликов и ресурсов в сети стало понятно, что единого мнения о том, куда подевались готы и эмо, а главное – почему, нет. Кто-то, в итоге, считал, что музыка осталась единственным стержнем, на который весьма экономно намазаны «трушные» остатки былой славы. Кто-то утверждал, что субкультуры эмо и готов окончательно канули в лету, а то что еще живо – не более, чем ностальгия и фантомная боль. Кто-то бредил новой волной. Большинству же было все равно.

Со мной согласилась пообщаться по телефону Елена Омельченко, профессор НИУ ВШЭ Спб., руководитель ЦМИ (Центра Молодёжных Исследований), того самого, данные исследования которого я привел в самом начале этого текста.

Почему исчезают такие субкультуры, как эмо и готы?
Елена Омельченко: Я бы выделила здесь три причины. Во-первых, во всем мире классическая субкультурная идентичность уходит на периферию. Я имею в виду, что такие сообщества становятся более закрытыми, и это общемировая тенденция. Вторая причина - фрагментация. Возникли значимые противоречия внутри субкультур, связанные, как с культурными симпатиями (например, музыка), так и с такими аспектами, как гендер, политическая повестка и так далее. Появилось множество более узких аутентичных групп внутри классических субкультурных сцен. Третья причина – появление новых трендов: городской спорт (велосипед, скейтборд и так далее), ЗОЖ (включая веганство) и волонтёрство. Все это тоже работает на фрагментацию.

В чём заключалась причина такой популярности столь депрессивно идеологически настроенных субкультур эмо и готов? Или это миф?
Елена Омельченко: Вы знаете, впервые в истории культуры развились публичные протесты в рамках этих самых субкультур, которые реализовывались внешне. У всех четырех классических субкультур, в том числе и у эмо и готов, очень разные имиджи и разные идеологии. Просто каждая из них проявлялась по-своему, отвечая на те вызовы, которые были наиболее актуальны для той или иной группы. И эти вызовы касались многих аспектов: гендерных вопросов, политических и националистических вопросов и так далее.

Эмо и готы – протестные, но абсолютно аполитичные субкультуры. Они уходят со сцены и приходит молодежь, заинтересованная политикой. С чем это связано?
Елена Омельченко: Когда мы говорим о классических субкультурах, мы говорим о протесте против засилия гегемонной массовой поп-культуры в буржуазном ее понимании. В их основе классовый протест. Это протест через публичный перформанс. Время изменилось. Классы как таковые в чистом виде нивелировались. Но политика – это широкое понятие. Борьба за право быть модным, обозначать тренд – это тоже политическая плоскость. Если говорить о молодежном участии в последних событиях, в этом как раз весь смысл. Все смешалось. Флюидность сцен, множество промежуточных состояний. Изоляции уже практически не существует. Это уже не субкультурный вопрос, а вопрос очень конкретный. Общими мазками тут ничего не сделаешь.

Могут ли готы и эмо вернуться и стать популярными снова?
Елена Омельченко: Очень сомневаюсь. Вряд ли это возможно. Есть какие-то специфичные новые практики, которые держатся узким кругом и, в основном, вокруг музыки. Сейчас все-таки время такого позитивного протеста, связанного и с осознанием гражданской ответственности, и со здоровым образом жизни, и так далее. Готы и эмо не вписываются в тренд.
~
Эпилог

Возможно, стоит принять за отправную точку не факт вымирания той или иной субкультуры, а вымирание понятия субкультуры вообще. Мир стремительно нивелирует различия между группами, группировками и сообществами. Происходят молниеносные миграции из группы в группу и обратно, а иногда и в никуда. Результатом этого процесса является то, что сообщества с четко сформированной идеологией становятся трушнее, сплоченнее, малочисленнее, занимая свои маленькие, но прочные ниши. Массы остаются массами, возрастает число тех, кто не ассоциирует себя с конкретной группой или идеологией, легче отказывается от убеждений, свободнее относится к вопросу имиджа, быстрее абсорбирует внешнее. Проще назвать себя неформалом, чем эмо, сатанистом, готом, националистом, то есть – кем-то конкретным. Человек становится гибче. Он способен быстрее и эффективнее переходит из одной группы в другую, коммуницировать с бОльшим количеством единомышленников. С другой стороны, множится количество тех, кто в нижеприведенном опросе жмет на вариант «я не знаю, кто я?!».
Опрос в паблике «Неформалы {Эмо Готы Сатанисты Мистика}» (https://vk.com/topic-9901600_20941422)
Made on
Tilda