колонка редактора
Как потерять веру
Самый большой риск для верующего - потерять веру. Это может испоганить жизнь земную и серьёзно сократить жизнь вечную, примерно на вечность. В то время как неверующий рискует веру не обрести, и это так себе риск в его собственной перспективе и реальности. Для него вера не имеет ценности, а значит не найти её - вообще не проблема и не упущение. Для верующего же это, напротив, наивысшая ценность, и потерять её - трагедия всей жизни.

Отсюда вопрос, понимаем ли мы этот риск? Ведем ли себя так, как люди, рискнувшие всем? Или в бирюльки играем?
И что значит потерять веру? Вчера я верил в Христа воскресшего, а сегодня вдруг перестал?
За последние пару месяцев я пообщался с несколькими людьми, которые ушли из Церкви, потеряв веру. Я хотел сделать о них материал, но не буду. Я понял, что все они без исключения не теряли веру в Христа. Все они разочаровались в Церкви, а еще точнее - в людях. Не в Церкви как идее, а именно в людях.

Потерявший веру продолжает любить саму идею Церкви, но (в результате самых разных событий, проблем, катаклизмов и трагедий) приходит к выводу, что люди на неё не способны, не способны ей соответствовать, не достойны её. Разочарование в людях - вот что такое потеря веры.

Такое разочарование может спровоцировать множество вещей, а чаще всего – микс факторов. Но две наиболее важных причины я бы выделил особенно. Во-первых, это приход. А во-вторых, это повседневная жизнь вне храма.

Вот как разочаровывает приход. Мы приходим в храм и ожидаем, что встретим там идеал общины. Потому что: а) люди там точно объединены общей целью, общим путем, общими ценностями, б) люди встречаются там регулярно – каждое воскресенье, б) их ценности построены на абсолютной любви, служении и жертвенности. Если кому и строить общину, то именно этим людям, да? Но в реальности все не так. Никакой общины в итоге нет. Общих ценностей нет. Ничего нет. Есть те же массы незнакомцев. И если даже христиане не могут построить живой приход, то значит это провал. Рано или поздно – слом, разочарование.

Но есть еще и жизнь вне Церкви, вне храма. И вот как разочаровывает она в контексте христианской жизни. Приведу пример, чтобы было понятнее. Американских морпехов учат очень своеобразно. Есть два вида операций: атакующие и защитные. Атакующие редки, и это всегда проактивное действие, когда все солдаты знают цель, точно понимают, что, где и зачем делают, знают врага. А защитных операций – большинство. Это конвой, патруль, охрана, разведка и прочее. И здесь психологически срабатывает пассивное ожидание. Ты не знаешь, где враг и есть ли он вообще. Ты – в пассивном ожидании. Так вот, американских морпехов учат воспринимать защитные операции, как атакующие. К чему это я?

Мне кажется, что многие воспринимают церковную часть своей жизни, как такую вот атакующую операцию на грех. А большую часть жизни (вне храма и литургии) - как бесконечный патруль, защитную операцию. Но нас никто не учит относится к этой части жизни так же, как к литургии, то есть проактивно. Мы просто пассивно ждем врага – грех. И это чревато теми же проблемами, что и у американских морпехов: расшатанные нервы, усталость, неэффективность, а в конечном итоге - потери. Но вот только их учат, а нас не очень.

И теперь представьте, что это совпало с разочарованием в приходе. И добавьте сюда объективные трудности повседневной жизни. Потеря веры уже не кажется такой уж невероятной и непонятной? Лично мне – не кажется.

Люди иногда теряют веру. Так они говорят. На самом деле они просто в очень глубокой дыре, из которой всегда есть шанс выбраться. И название этой дыры – разочарование в людях.
Made on
Tilda