иван Фадеев
"Община - это совместная жизнь, выходящая за рамки жизни Литургической"
Я, как многие знают, являюсь членом оксфордской группы Ординариата Богоматери Уолсинхемской. Проживая в Москве, постоянно посещаю традиционную латинскую Мессу, которую служит о. Августин в Большой Крипте Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Первые 10 лет моей христианской жизни я провёл в англиканском Свято-Андреевском приходе Церкви Англии в Москве, а также в приходе св. Михаила Архангела в Лондоне. Считаю, что "англиканский" подход к общинной жизни наиболее фундаментальным, делающим церковь настоящей "второй семьёй". Ничего подобного я не нашёл ни в Католической Церкви в России, ни во многих мейнстримных приходах Католической Церкви в Англии и Уэльсе. По моему же личному опыту группы и приходы Ординариата продолжают сохранять полноценную приходскую жизнь.

1. Одна из причин тому, на мой взгляд, - практически полное отстранение мирян от управления приходами. Мирянам обычно рассказывают чего они хотят (или должны хотеть) и иногда даже спрашивают (или делают вид что спрашивают) об их желаниях, но, в конечно счёте, мнение мирян остаётся лишь мнением, которому могут прислушаться, а могут и не прислушаться. Это приводит к следующему пункту, а именно

2. Вовлечённость мирян в жизнь прихода. Если вы ничего не решаете, то и уровень желания быть активно вовлечённым в приходскую жизнь у вас будет низким. Да, будут инициативные индивидуумы там и здесь, но дальше этого уйти не получится. Вся приходская жизнь будет сводится исключительно к богослужебным делам, что само по себе является наиболее важным и центральном в жизни общины верующих, но, и это важно всегда помнить, полноценная общинная жизнь не может сводиться лишь к Литургии. Социальный аспект должен получить своё развитие, чтобы приход действительно зажил полноценной жизнь.

Что касается ситуации в московском собора, то здесь важно понять, на мой взгляд:

1. Все прихожане собора не могут составлять одну единую общину. Собор вообще, по факту, не является приходской церковью, а потому и не нужно пытаться относиться к этому пространству как к чему-то, чем он не является.

2. Общины формируются вокруг Литургии. Вокруг каждой Мессы в соборе сложилась группа прихожан, которая постоянно посещает именно ту или иную Мессу. Именно эти группы и должны становится самостоятельными приходами. Члены этих групп своими силами, совместно смогут решать большую часть вопросов и проблем, которые им необходимо решить.

3. Священник является духовным лидером общины. Он совершает Литургию и все необходимые для полноценной духовной жизни общины обряды.

Кем священник не должен являться, так это "менеджером" общины. Он должен быть со-руководителем общины в тех вопросах, которые не касаются его прямых обязанностей, т.е. попечения о душах, его голос должен быть важным, но не решающим. Как верно замечал много раз Папа Бенедикт XVI, современной бедой Католической Церкви (помимо прочих) является клерикализм - когда священники занимают место и играют роль, которую они не должны занимать и играть.

Шаги, которые бы могли стать началом реального общинного строительства, на мой взгляд, должны включать:

1. Создание в каждом приходе своего приходского церковного совета (Parochial church council в Англии и Уэльсе), в котором большинство составляют миряне, а приходские клирики обладают равным с ними голосом (являясь членами ex officio), является точкой, с которой можно было бы начать работу. Наличие ПЦС - это инструмент прямого участия мирян в управлении приходом, который они, в идеале, содержат.

2. Восстановление института церковных старост (church wardens; миряне, являющиеся представителями епископа в приходе, избираемые в церковный совет на общем собрании прихода). Это также стало бы важным шагом в переформатировании отношений и взаимоотношений в приходах на мой взгляд, создав прямой канал общения между епископами и мирянами.

3. Создание ежегодного общего собрания прихода (Annual General Meeting, AGM), на котором бы:

- обсуждалась деятельность приходского церковного совета за прошедший год и давалась оценка этой деятельности;
- избирался новый состав ПЦС,
- определялись бы важные направления развития прихода на ближайший год.

4. Церковные старосты каждого прихода должны участвовать в работе епархиальных синодов, которые должны созываться с определённой периодичностью, что не позволило бы превратить их в очередную институциональную фикцию. Это позволило бы епископу и руководству епархии быть в курсе жизни приходов, получая информацию из первых "рук", а представителям разных приходов - не только узнать друг друга, но и, возможно, идентифицировать общие проблемы для большинства приходов на данный момент времени, обменяться опытом, поделиться советом, договорится о сотрудничестве и т.п.

Я убеждён, что для построения полноценных общин и полноценной общинной жизни необходимо, чтобы сами прихожане, вместе, брали на себя большую часть (90%) ответственности за свои приходы. Это, на мой взгляд, является ключом к решению большинства проблем, стоящих перед нами сегодня. Сколько каждый из нас вкладывает в свой приход, столько он и получает. Сколько мы все вложим в свои приходы, столько и получим.

Община - это совместная жизнь, выходящая за рамки жизни Литургической, лежащей в самом центре религиозной общинной жизни. Совместная жизнь - это совместная молитва, совместный труд, совместный досуг на совместной территории, за которую несётся совместная ответственность.

Made on
Tilda