михаил чернов
Почему я стал католиком?
свидетельство
Я часто задаю себе вопрос: "Почему я стал католиком"? Читая многие свидетельства, как молодые верующие описывают свой жизненный опыт, я во многом могу с ними согласиться. Всегда есть некие "общие симптомы" прихода в нашу Церковь. У одних это разочарование в одной церкви, когда понимаешь, что дальше все, тупик, уперся лбом и нет ответа на вопросы. У других - эстетическая сторона, когда рождаются прямые ассоциации от прочитанных книг с католической церковью, хорошо это или нет - не мне судить. У третьих - зов крови, когда национальность предполагает принадлежность к "церкви отцов".

Я не буду пространно говорить о своем прошлом. Скажу лишь, что был в Православной Церкви настолько глубоко, что может вызывать удивление решение, принятое мной. Сравнительное богословие я изучал не с точки зрения превосходства одной церкви над другой, а исходя из желания изучить догматику Церкви-сестры. То, что я открывал для себя, не вызывало во мне внутреннего чувства протеста против "спорных догматов" католической церкви по сравнению с православием. О Филиокве я прочел в Евангелии. Про апостола Петра - там же. В конце концов, я никому не навязываю свою точку зрения, я так увидел. Так же увидели и миллионы человек до меня, увидят и после.

Честно отвечу - я не сидел и не ломал голову над Приматом Папы, не отвечал себе на Соловьевско-Волконские вопросы и рассуждения о Церкви, основанной на Петре. Для меня прочтение этих выкладок являлось одним из фактов в копилку, не более. Просто однажды передо мной встал вопрос Выбора - с Богом ты, соответственно и с Его Церковью, либо без Него, так как связка Бог-Церковь для меня является нераздельной. Я так устроен. Выбор породил и молитву о даровании решения. Тянуть было больше нельзя, я двигался к погибели и пустоте. Понимаю, что поступал при этом выборе тогда так, как советуют отцы-иезуиты. Шел по шагам с молитвой, копался в себе, записывал все pro и contra, читал дополнительную литературу, помню, как даже осилил Николая Кузанского, и как был потрясен Фомой Аквинским. Моя копилка наполнялась все большими доводами в принятии моего решения. Холодный расчет? Ничуть.

В детстве, а потом и юности мысли о католической церкви не конфликтовали в моем восприятии с церковью и традицией православной. С точки зрения воспитания в культурной среде я был совершенным европейцем. Пушкинский музей с его залами средних веков сделал свое дело. Я не осуществлял над собой насилия ни в живописи, ни в музыке. Архитектура готических храмов была для меня столь же естественна, как и барабаны византийских церквей.
Потом Господь даровал мне кризис, за который я благодарен Ему, потому что после наступил рывок, побуждение к действию и само действие. Осознанное, выстраданное, и в то же время сопровождающееся чувством благодарности к православию "за науку". Да, я обрел свободу. Свободу думать, выражать свои, может быть, неверные мысли, но тем не менее - думать и сравнивать. Я не бежал из одной Церкви в другую, я ушел не из-за "платочков, поклонов или политики", мой поступок - не из разряда протеста. Скорее, здесь больше подходит то слово, которое так часто употребляется у нас - "воссоединение". Я увидел единый, живой, действующий, многообразный Организм, возглавляемый Единым Началом - Христом и Папой. Организм, который прекрасно функционирует, развивается и действует.

Все вопросы по поводу инквизиции, индульгенций и крестовых походов я решил для себя давно. Это - история, за которую моя Церковь принесла извинения и преобразилась после. Мы можем и критически себя оценивать, в моем выборе это было несомненным pro. Я против ненужной патетики. Скажу просто - я оказался дома. Получил возможность молиться так, как считаю нужным и важным. Восполнил свои пробелы в богословской мысли и смог реализовать себя как прихожанин, делая это без принуждения, наоборот, ощущая огромную радость от статуса простого мирянина, получив действительное место среди народа Божия, понимая, что этому служению уделяется огромное внимание со стороны Церкви.

Иногда Господь для вразумления доводит человека до предела отчаяния, показывая, каков мир без Него. Ну что, справился? Завоевал мир? Легче тебе стало без Меня? На все вопросы - ответ "нет". А вот теперь, иди сюда, блудный сын. Чувствуешь себя как дома, где светло и спокойно? Теперь молишься? Да, Господи. Но еще молюсь и за единство. В многообразии. Таком, где каждый найдет что-то хорошее и благодатное для себя.
Made on
Tilda