"...мы, принимая свободу для себя, должны давать ее другим"
Михаил Чернов размышляет вроде бы о традиционализме, а на самом деле - о христианстве вообще
ОТ РЕДАКТОРА:
На днях я столкнулся в Facebook со странной ситуацией. Мне вменили, что я писал некие "тексты" о традиционалистах. Будучи человеком пишущим, а на ДРОБи еще и редактором, я удивился. Потому что никогда не написал НИ ОДНОГО текста про традиционалистов. Оказалось, что имеется в виду не ДРОБЬ, не какие-то статьи, даже не мои посты в Facebook. Имелся в виду ОДИН мой комментарий на 15 слов под чьим-то чужим постом. Вот так один коммент в FB превратился в много текстов о традиционалистах. Признаюсь честно, я бы хотел о них (традиционалистах) что-то написать, но у меня не получается.
Получилось это у Михаила Чернова. Изначально его текст был опубликован (в несколько ином виде) на его странице в Facebook. С разрешения автора мы публикуем текст здесь после изменений, которые Михаил решил внести.
«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1).

Переступив порог церкви юношей, а потом, сознательно воссоединившись с Единой Католической Церковью уже в зрелом возрасте, и совершив этот шаг после длительных, подчас тяжелых раздумий, сегодня я оглядываюсь назад и пытаюсь осмыслить, что я искал и что нашел в моей искренне любимой Церкви? Ответила ли она мне взаимностью? Вижу ли я искренность в Ней, или это «клуб по интересам», в котором можно найти реализацию своих «представлений о Церкви», но которые таковыми не являются?

В Католическую Церковь я шел за свободой. Ведь это именно та Церковь, которая имеет силы изменяться и извиняться. Та Церковь, которая смотрит на себя снаружи, осмысливая и оценивая поступки в прошлом и направляя себя в будущее, совершенствуясь и реагируя на изменения в мире, сочетая прошлое и настоящее. Та Церковь, которая реагирует на вызовы современного мира, разрабатывая корпус документов «Социального учения католической Церкви», позволяющего католику осмыслить отношение к социальному неравенству, труду, отношению к работе. Это и Церковь, которая проявляет заботу о семье, любви, которая не боится открыто посмотреть на проблему разведенных второбрачных, издавая труд «Amoris Laetitia», пусть пока еще несовершенный, но являющийся настоящим подвигом. Только вот подвигом по отношению к чему? Неужели Церковь настолько разнородна, что ей приходится бороться с самой собой? Да, и это плата за свободу, свободу мнений. Я не против дискуссии, я лишь за то, чтобы дискуссия эта велась в духе братской любви. Но, как видишь в сетевых мемах - «ожидание и реальность» - как на двух фото, сравните сами.

Часто в сети я сталкиваюсь с полемикой с так называемым нашими «традиционалистами». В принципе, что же тут плохого, люди они образованные, в крайней степени начитанные, в этом им не откажешь. Но почему я никак, даже отдавая должное их образованию и уму не могу встать на их сторону, даже если в сухом остатке, приводя аргументы и цитаты из разного рода энциклик они правы? Все дело в способе подачи и отношению к людям. Как часто они забывают, что мы - не просто люди, собравшиеся обсудить повышение пенсионного возраста. Мы - христиане, мы - католики. И если забывать об этом, то, перефразируя апостола Павла «проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Ниже я попытаюсь осмыслить данное явление и мотивы, побуждающие сменить христоцентричность на унылое цитирование булл и энциклик, бравируя своими знаниями, ловко затыкающими за пояс профанов, которые верят, идя своей дорогой, веря от души. Да, мы часто ошибаемся. Но и Христос оставил нам в наследие не готовый корпус документов, а всего лишь логии, из которых потом и вышел Новый Завет, обрекая нас на путь искания, ошибок, которые предполагают постоянную молитву и общение с Ним, как с путеводной Звездой. Слишком просто - заменить Дух бумагой, где все продумано не тобой.

Интересно, что это - склад характера, мамино строгое воспитание или когда ставили в угол за четверку по французскому? Что делать, когда вроде и верующий, но вера, обретенная очень давно, уже не дает о себе знать ничем - ни словом, ни намеком, ни фразой. Нужно хорошо учиться, с детства, читать много книжек, тренировать память и главное - не упустить ни одной детали, ни одной запятой из вызубренного текста, иначе все - четверка в дневнике, что равносильно катастрофе - мама не поймет.

Идут годы, прибавляются знания, их все больше и больше - можно наизусть цитировать целые абзацы. Как учила мама - встретишь такого глупого неуча - обязательно укажи ему на неправоту - правы только книжки. Только своими энциклопедическими познаниями ты сможешь объяснить человеку, что он не прав. Человек обязательно поразится и прислушается, сраженный великими познаниями, грохнется оземь в изумлении.

У братьев наших восточных даже попроще - там Бога поминают и часто, потому что установка иная - "ты никто и звать тебя никак, но над тобою Бог!" - это можно понять и принять. Здесь же - о Боге ни слова, Сам Он погребен под грудой энциклик, манифестов, манускриптов и рыцарских романов. Кстати, очень многое начинается именно с них - ролевые игры, твердая поступь командора, факелы и капюшоны. Капюшон закрывает лицо - не видно ни тебе, ни тебя. Голову поднять невозможно - темнота вверху. Чтобы увидеть Его нужно снять, сбросить капюшон, вдохнуть свежий воздух, открыть глаза, а там солнышко, день, может быть радуга на небе. Только представьте! Катастрофа! Люди жили триста двадцать пять лет без четкого, по пунктам написанного, Символа Веры - непорядок! Сразу после Пятидесятницы нужно было собраться вместе и четко дать понять этому охлосу с плебсом во что и как мы верим! Иначе - четверка по Спасению.

Какого, спрашивается, сидели отцы, писали, мучились, усиленно морщили лоб, силясь на миллиметр быть ближе к Богу, когда нужно все было поставить сразу на наши, традиционные рельсы - все упорядочить. Избежали бы многого - ересей, а в связи с этим и многих ненужных исканий и потери многих человеческих жизней. Господь - странное Существо - зачем-то ведет человека и в вере от "мучения в мучение", перефразируя апостола Павла. Даже тут путь его не легок. Нет бы просто - взял, и пока тут, на Земле, надиктовал Символ, или много чего ex catedra, кстати, с полным правом на это. Ан нет, оставил только сборники текстов, да и то, умудрились ведь не за Господом записывать, а потом только, когда помирать стали.

Традиция - наблюдать за падением яблока и падением камушка с моста - завораживает, кидать можно сколько угодно, красивое зрелище. Видят в этом падении законы мироздания - единицы. Единицы увидели грозные признаки увядания Церкви - был собран Второй Ватикан, вдохнувший живительный кислород в легкие, теряющего силы организма и тот ожил, наполняя смыслом жизнь миллионов людей. Нет, все должно быть структурировано и по-старому, иначе - четверка.

Ошибаться нельзя, так как чтобы не ошибаться, нужно просто больше читать, а иначе - опять четверка, теперь уже по Катехизису. Личное мнение вообще лучше "привести в соответствие" с последней из энциклик. У Христа тоже часто спрашивали Его Личное мнение - ответ был достаточно любопытным, для любителей свитков и правил. Аааа, да ты против учения Церкви? На костер! Это сейчас я про себя. Да нет, я не против учения Церкви, очень даже "за", я за учение Любви, Милосердия и Сострадания, зерна, посеянного Основателем этой Церкви, только тогда "врата ада не одолеют". Жаль только, что за грудой листков с цитатами и поучениями оказалось скрыто Распятие.

Анализируя высказывания наших «традиционалистов» я как-то поймал себя на мысли - «Если бы хоть одно их высказывание было похоже на воскресную проповедь любого из наших священников». И сам позже ответил на этот вопрос. Дело в том, что воскресная проповедь всегда основывается на Евангелии, на живом слове Христа. Они мастерски цитируют решения соборов, великолепно помнят даты. Но разве это настолько важно в деле Спасения человека, что дает право унижать собеседника, если тот не помнит даты наизусть? Разве это дает право быть высокомерным вроде как с «братом и ближним», что упраздняется цель нашего собрания, то для чего мы призваны? Неужели это то самое «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.» (1 Кор. 13:1)

Предвижу вопрос - а сам то ты что, сторонник пения под гитару и модернист? Отвечу. Нет, я пришел в Католическую Церковь как и все - за Novus Ordo и органом, розарием и осознанным Причастием. Да, я не падаю в обморок от гитар на мессе и аплодисментов, так как понимаю, что и это - выражение Свободы в нашей столь любимой Церкви, что мы, принимая свободу для себя, должны и давать ее другим, так как свободными нас сделал Господь. Главное - не потеряться, не перестать видеть в человеке человека, тем более, в собрате - христианина. Наше знание не должно «надмевать» и служить к унижению других. Знанием нужно делиться, а не делить Церковь на «Церковь мастеров» и «Церковь профанов» - это глубоко противно христианству.

Второй вопрос - что это? Новое явление скрытого протестантизма, если я утверждаю, что наша Церковь Свободна? Опять нет. Я глубоко почитаю и Тридентскую мессу, и все то, что оставило мне Предание, так как оно является «столпом и утверждением истины». Без Предания Церковь - не Церковь. Но именно наша Церковь смогла сделать то, что так и не удалось другим - стать Христоцентричной. И задача каждого христианина - нести Христа любому человеку, будь то мудрец или простец. Вот когда это будет осознано, тогда и в слове «традиционалист» я уберу кавычки.
Made on
Tilda