Казнить нельзя помиловать
что произошло с изменением Катехизиса в вопросе смертной казни
Папа Франциск издал рескрипт, в котором одобрил новую редакцию п. 2267 Катехизиса Католической Церкви относительно смертной казни. Об этом написали и у нас, в России. Немногочисленные католические порталы и паблики в социальных сетях были сдержаны в комментариях. Точнее - комментариев не было. Да и тексты новости оказались сухими: "Папа издал рескрипт", "Папа внес изменение в катехизис" и тому подобное.
Почему-то наша католическая общественность прошла мимо и решила не разбираться в произошедшем.
Итак. Новый текст пункта 2267 Катехизиса Католической Церкви звучит так:

"Долгое время применение смертной казни со стороны законной власти после судебного разбирательства считалось адекватным ответом на серьёзность некоторых преступлений, а также приемлемым, хотя и крайним средством защиты общего блага. В наши дни растёт осознание того, что, даже совершив тяжкие преступления, человек не теряет своего достоинства. Кроме того, распространилось новое понимание смысла уголовного наказания со стороны государства. Наконец, были разработаны более эффективные системы содержания под стражей, которые гарантируют надлежащую защиту граждан и в то же время не лишают правонарушителя полной возможности искупить свою вину".

Что это значит?
Это значит, что Церковь решительно ходатайствует об отмене смертной казни во всём мире, наставляя в свете Евангелия о том, что «смертная казнь неприемлема, поскольку она посягает на неприкосновенность и достоинство человека».

Я сделал неофициальный опрос у себя на личной странице в facebook. 70% проголосовали, что это - "просто уточнение" в ККЦ. Лишь 30% решили, что это "изменение учения Церкви".

А что же было написано в пункте 2267 ранее?
«При условии, что личность и ответственность виновного полностью установлены, традиционное учение Церкви не исключает применения смертной казни»
Еще раз.

Было: "Церковь не исключает применения смертной казни".
Стало: "Смертная казнь неприемлема".

Уточнение? Серьезно?
Это не просто изменение. Это кардинальное изменение.
Является ли ККЦ частью учения Церкви? Еще как. КАТЕХИЗИС - есть доктринальное изложение веры Церкви и католического учения.
2+2=4
Папа Франциск кардинально изменил учение Церкви в вопросе смертной казни.
Почему-то у нас так многие не считают. Почему же?
Вот светские СМИ на Западе очень даже считают:
Давайте проследим, как учение Церкви "развивалось" в этом вопросе вплоть до решения Папы Франциска:
Римский Катехизис 1566 г.
«Другой род законного убиения принадлежит государственным властям, которым вверена власть жизни и смерти, законным и правосудным осуществлением которого они наказывают виновных и охраняют невинных. Справедливое использование этой власти, никоим образом не включая в себя преступление убийства, является актом высшего послушания этой Заповеди, запрещающей убийство. Конечная цель этой Заповеди – сохранение человеческой жизни и ее безопасность. Итак, наказания, налагаемые гражданской властью, которая является законным воздаятелем за преступление, естественно стремятся к этой цели, поскольку они предоставляют жизни безопасность посредством подавления оскорбления и насилия. Отсюда и слова Давида: "Утром я предал смерти всех беззаконных земли, чтобы отсечь от града Господня всех делающих беззаконие"».
Катехизис Католической Церкви 1992 г. (первоначальная версия), пар. 2265:
«Для защиты общественного блага необходимо обезвредить агрессора. Поэтому традиционное учение Церкви признаёт за государственными властями право и обязанность наказывать в соответствии с серьезностью совершенного преступления, не исключая – в особо тяжких случаях – смертной казни».
Энциклика Иоанна Павла II "Evangelium vitae" 1995 г., пар. 56:
«Как внутри Церкви, так и внутри гражданского общества все шире раздается требование предельно ограничить ее ( = смертной казни) применение или даже совершенно ее отменить. Эту проблему следует рассматривать в контексте уголовного правосудия, которое должно все больше отвечать достоинству человека, а значит, в конечном счете - и замыслу Бога о человеке и обществе. Действительно, наказание, налагаемое обществом, прежде всего имеет целью "исправить беспорядок, вызванный правонарушением". Общественные власти должны противодействовать нарушению прав личности и общества, налагая на виновного наказание, соразмерное преступлению, как условие того, чтобы он заново получил право пользоваться своей собственной свободой. Тем самым власти одновременно достигают своей цели, состоящей в охране общественного порядка и личной безопасности, а для самого преступника наказание становится стимулом и помощью в исправлении и расплате за грехи.
Понятно, что для того, чтобы достичь всех этих целей, размеры и характер наказания следует внимательно рассматривать и оценивать и не доводить до высшей меры, т. е. лишения преступника жизни, кроме случаев абсолютной необходимости - таких, когда у общества нет других способов защиты. Однако в наше время, благодаря всё улучшающейся организации пенитенциарных заведений, подобные случаи все более редки, а может быть, и совсем не встречаются.
Во всяком случае остается в силе принцип, указанный в новом Катехизисе Католической Церкви: "Если бескровные средства достаточны для защиты человеческой жизни от агрессора и для охраны общественного порядка и личной безопасности, власти должны применять эти средства, поскольку они более согласуются с конкретной обусловленностью общего блага и больше отвечают достоинству человеческой личности"».
Ввиду этого в 1997 г. в новую редакцию ККЦ по решению Иоанна Павла II внесено изменение (с дополнением); пар. 2267:
«При условии, что личность и ответственность виновного полностью установлены, традиционное учение Церкви не исключает применения смертной казни, если это единственный возможный путь действенно защитить жизни людей от несправедливого агрессора.
Однако если средства, не влекущие за собой смерти, достаточны для того, чтобы защитить и сохранить жизни людей, власть должна использовать только такие средства, поскольку они находятся в большем соответствии с конкретными условиями общего блага и более сообразны достоинству человеческой личности.
В действительности, в наши дни вследствие тех возможностей, которыми обладает государство для эффективного предотвращения преступления – не прибегая к тому, чтобы лишать преступника возможности искупить свою вину, – случаи, в которых уничтожение преступника совершенно необходимо, «имеют место очень редко, если не вовсе уже практически отсутствуют»
Казнить нельзя, помиловать!
То есть, учение Церкви можно изменить?
"Апостольское Предание развивается в Церкви при содействии Святого Духа, ибо возрастает понимание предметов и слов Предания — возрастает и через созерцание и исследование, осуществляемое верующими, слагающими всё это в сердце своем (ср. Лк 2, 19. 51), и через глубокое постижение переживаемой ими духовной реальности, и через проповедь тех, кто с епископским преемством принял достоверный благодатный дар истины. Так Церковь на протяжении веков непрестанно устремляется к полноте Божественной истины, пока в ней Самой не исполнятся слова Божии".
Догматическая конституция II Ватиканского собора о Божественном Откровении "Dei Verbum", 8
А теперь у меня вопросы.
Можем ли мы поручиться, что учение Церкви в этом вопросе не учитывалось никогда при вынесение смертных приговоров? Можем ли мы поручиться, что этот аргумент не использовался на суде присяжных?
Думаю, нет. А если так, Церковь повинна (пусть и косвенно, но от этого легче?) в этих казнях.
Как быть солдатам на войне - сложный вопрос, но тут более менее понятно.
А вот как теперь быть христианам сотрудникам органов правопорядка в странах, где смертная казнь не отменена? Отказываться ловить преступников, которым может "светить" инъекция или иной способ убиения?
2017:
Приговорено к смертной казни - 2591
Приговоров приведено в исполнение - 993
Made on
Tilda