Молодая Церковь
Какие они - молодые русские католики?
Мы решили расспросить реальных молодых людей, которые являются католиками, посещают храмы. Всем задали 6 одинаковых вопросов.
Вот что у нас получилось.
Но сначала - цитата официального представителя КЦ в России.
19 января 2018 в Москве прошло заседание комиссии по делам мирян, новых движений и молодежи при Конференции католических епископов России. Вот комментарий Клеменса Пиккеля:
"Нам хотелось услышать друг от друга, чем мы занимались в прошедшем году, как идет пастырство молодежи в разных епархиях. Если обобщить, то можно сказать одним словом: идет хорошо."
Клеменс Пиккель
Председатель Конференции католических епископов России
На мой взгляд, священникам и монашествующим, которые представляют Церковь, стоит больше внимания уделять инициативам с молодежью. Чтобы молодежь не уходила от встреч.
Вероника Ржеутская
25 лет
Как Вы пришли в Церковь?
Я была крещена в православии. Верующим человеком меня нельзя назвать. Была атеистом, но нравился буддизм. В Бога никогда не верила. Но однажды утром проснулась и поняла, что мне нужно попасть в католический храм. Почему именно в католический, я не знала. К католикам, если честно, относилась всегда очень негативно. А тут вдруг раз и костел. Я пришла в НЗПДМ, и там никого не было. Я пошла в Людовика. Еле-еле нашла. Он был закрыт. Я расстроилась, но решила еще раз поехать в "кафедрал". Там я спросила, где найти священника. Пришла и сообщила, что мне надо стать католиком. Меня записали на катехизацию. Это был 2012 год. Я отходила полгода и ушла. Пошли сомнения. Плюс зачастую на катехизации многие говорили, что вот они прочли Библию и катехизис и поняли, что истина в католичестве. А у меня этого не было. Меня просто Бог призвал. Ну я забыла. Хотя периодически нахлынывало, что мне так хорошо в католическом храме. Я пришла летом записаться. Но там было неудобное время. Я решила, что не судьба. А потом осенью зашла на сайт НЗПДМ и увидела объявление о катехизации. И решила попробовать ее пройти. И прошла. И в 2014 году осенью я присоединилась. Потом, правда, в сомнения впала и год где-то не ходила. Но потом посмотрела фильм «Кароль, человек, ставший папой». Восхитилась им. Начала читать его биографию, проповеди. И так я вернулась в Церковь.
Чувствуете ли Вы себя частью общины? Какой храм посещаете?
Я посещаю храм святого Людовика Французского. Хотя раньше посещала НЗПДМ. Я посещаю институт святого Фомы, который курируют иезуиты. И, по сути, этот институт я считаю своей общиной. Принимаю активное участие в жизнедеятельности института. А также помогаю иезуитам с проектом «Пространство Молитвы» (курирую проект в соцсетях.
Много ли молодежи Вы видите в Церкви, знакомы ли с кем-то?
Да. Много. Знакома в основном через институт.
Есть ли у Вас мысли о том, как КЦ в России должна взаимодействовать с молодежью и должна ли вообще?
На мой взгляд, священникам и монашествующим, которые представляют Церковь, стоит больше внимания уделять инициативам с молодежью. Чтобы молодежь не уходила от встреч. Побольше различных семинаров на интересные темы, например, о жизни какого-то Папы или история того или иного ордена. Может какие-то более практические элементы ввести по типу психологии. Просто, на мой взгляд, монашествующие и священники очень закрытые люди. А молодежь и дети чувствуют, когда перед ними ставят стенку.
Что бы Вам хотелось видеть в церкви (все что угодно!), чего вы не видите или не находите?
Мне хотелось бы видеть больше открытости.
Как Вам помогает Церковь и в чем? Какой-то личный опыт, если можно.
Церковь мне очень помогает. Например, в тяжелые минуты посещение церкви успокаивает, дает силы и возможности адекватно и трезво оценить ситуацию. Я пришла благодаря Церкви к вере. Хотя была убежденным атеистом. Вера и Церковь показали, насколько красив и многогранен мир, научили сопереживать и принимать других. Огромную роль в моем личностном становлении сыграли иезуиты и игнацианская духовность, за что я им всегда буду благодарна.
Я вернулась в костёл с пониманием того, что это мой дом, моя вера, что там всегда рады и готовы помочь. А теперь через Церковь и сама помогаю другим.
Регина Заневская
26 лет
Как Вы пришли в Церковь?
В католической церкви я с детства, в моей семье все католики, и я всегда чувствовала связь с верой, Церковью, священниками. Сама я из Беларуси, жила долгое время в Польше, переехала после в Питер и полтора года тому приехала в Москву.
Чувствуете ли Вы себя частью общины? Какой храм посещаете?
Хожу в церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Много ли молодежи Вы видите в Церкви, знакомы ли с кем-то?
Молодёжи видела много, есть друзья в Церкви в разных странах.
Есть ли у Вас мысли о том, как КЦ в России должна взаимодействовать с молодежью и должна ли вообще?
Я считаю, что проводится очень много мероприятий для молодёжи и это очень здорово, ведь многие могут найти ответы на разнообразные вопросы, пообщаться с единомышленниками, встретиться и познакомиться с молодёжью, которой небезразлична жизнь католиков в России.
Что бы Вам хотелось видеть в церкви (все что угодно!), чего вы не видите или не находите?
Что бы мне хотелось видеть в церкви? Больше тематических встреч в приходе и большей интеграции с католиками из других приходов и городов. Также больше взаимосвязи с людьми разных вероисповеданий.
Как Вам помогает Церковь и в чем? Какой-то личный опыт, если можно.
Несмотря на то, что я всегда ходила в костёл, но был период, когда отошла от Церкви примерно на год, когда только переехала в Польшу на учёбу. За это время произошло очень многое, что повлияло на меня и мои убеждения и тогда я вернулась в костёл с пониманием того, что это - мой дом, моя вера, что там всегда рады и готовы помочь. А теперь через Церковь и сама помогаю другим. Помогаю тем, что собираю совместно с другими вещи и еду для нуждающихся, также посещаю инвалидов и одиноких людей, общаюсь и помогаю в домашних делах (уборка, готовка, погулять с ними).
Наверное, главный вопрос, который решает для себя любой молодой человек, это вопрос о дальнейшей жизни, вопрос о призвании.
Ульяна
20 лет
Как Вы пришли в Церковь?
Мои родители далёкие от Церкви люди и, что не редкость на территории нашей постсоветской родины, верующие «в душе», поэтому на крещении в Православной Церкви моя церковная жизнь в детстве закончилась. На вопрос «как ты пришла в Церковь?» мне всегда было трудно ответить, потому что сейчас, оглядываясь назад, мне ничего другого не остается ответить, кроме как Бог привёл. Меня очень мучила совесть, почему мы - люди, обращаемся к Богу только тогда, когда другой надежды уже не осталось? А когда жизнь налаживается, мы думаем «какой я молодец, со всем справился» и Бог снова становится не нужным. В общем это был период долгих исканий, которые привели меня в Церковь и, зайдя один раз в храм, я осталась навсегда, просто потому что здесь Он, и здесь я дома.
Чувствуете ли Вы себя частью общины? Какой храм посещаете?
Иркутский кафедральный собор Непорочного Сердца Божьей Матери.
Определенно, да! Только в прошедшее воскресенье я смотрела на суетящихся перед Мессой министрантов, сестёр, собирающихся прихожан и думала, как благодарна Богу за эту семью. Через год я закончу университет и мне придётся уехать и только сейчас, из-за этих мыслей, я осознала, как нужно быть благодарной за этих людей здесь и сейчас.

Много ли молодежи Вы видите в Церкви, знакомы ли с кем-то?
У нас небольшой город, но католической молодёжи достаточно и да, конечно, в храме мы все друг друга знаем. Радует тот факт, что и количество молодежи тоже растёт.
Есть ли у Вас мысли о том, как КЦ в России должна взаимодействовать с молодежью и должна ли вообще?
Наверное, главный вопрос, который решает для себя любой молодой человек, это вопрос о дальнейшей жизни, вопрос о призвании. Не говорю о призвании к посвящённой жизни, у нас это слово чаще всего воспринимают именно в этом контексте, но нет. О призвании вообще. И, наверное, главная цель работы с молодёжью - помочь найти это призвание. Но дело в том, что общие фразы о распознавании призвания на молодёжных конференциях и всевозможных встречах это, конечно, хорошо, но Наш Бог такой оригинал, что не повторяется никогда. Поэтому здесь так важна именно помощь, духовное руководство и работа с каждым в отдельности, насколько это возможно и при желании, безусловно. Просто я лично знаю несколько человек , которым очень не хватает помощи и совета священника в этом вопросе, но со священниками у нас дефицит (молимся о призваниях!) и если тебе повезло и ты встретил того, который тебя понимает и может помочь, то на его внимание претендует ещё пара сотен человек но это такой важный вопрос, что работать с ним надо. Потому что если мы говорим о том, как мало священников у нас в России, столько молимся о призваниях, то нам же и надо позаботиться, чтобы эти самые призвания к священству и монашеству, призвания к созданию хороших крепких христианских семей, которые Бог даёт (уж Он делает все от Него возможное, дальше дело за нами) росли и развивались в наших приходах, а не были пущены на самотёк.

Что бы Вам хотелось видеть в церкви (все что угодно!), чего вы не видите или не находите?
Этот вопрос самым сложным оказался. Долго ходила и думала, тщетно пытаясь найти хоть что-нибудь, за что можно зацепиться и не придумала. Сам Бог даёт мне Себя через Таинства Церкви, а вместе с тем и все, что мне нужно. И что-то как-то не придумывается ничего...да и незачем. Dios solo basta.
Как Вам помогает Церковь и в чем? Какой-то личный опыт, если можно.
Не могу ответить на этот вопрос, ни один ответ не вместит. Это равносильно вопросу «Чем вам помогает то, что вы нашли Смысл и Любовь всей жизни?» Просто жизнь разделилась на до и после. Просто ты встретил Того, Кто знал тебя ещё до твоего рождения, и любит тебя так бесконечно, что умер для того, чтоб ты был спасён и смог быть рядом всю вечность. И все события в жизни, все отношения с другими людьми, всё предстаёт в новом свете. Он радуется с тобой, когда ты радуешься, и переживает, когда тебе больно. И несмотря на все кризисы и испытания, ты все равно знаешь куда идёшь и к Кому идёшь и все проблемы как-то меркнут по сравнению с этим, какими большими они не были. Если Бог с нами, кто против нас? Не знаю ответила ли я на вопрос, но слишком уж всеобъемлюща эта помощь, чтобы сказать что-то более конкретное, не разворачивая это на несколько томов. Потому что в каждом самом обычном дне можно найти массу примеров.
Был раньше у нас прекрасный священник, у которого удавалось сплотить молодежь, устраивая те самые прогулки и походы в интересные места, делал встречи, на которых мы учились музыке, общались. Мало священников сейчас так близки с молодежью.
Мария
24 года
Как Вы пришли в Церковь?
Хожу вместе с семьей с самого раннего детства.
Чувствуете ли Вы себя частью общины? Какой храм посещаете?
Чувствую, посещаю приход св. Ольги (м. Люблино).
Много ли молодежи Вы видите в Церкви, знакомы ли с кем-то?
Всегда по-разному, но в целом да, очень много молодёжи. Знакома почти со всеми. Часто появляются новые люди.
Есть ли у Вас мысли о том, как КЦ в России должна взаимодействовать с молодежью и должна ли вообще?
Нужно чаще устраивать молодёжные походы в кино или на выставки от храма, возможно даже обычные прогулки в парк, в походы.
Что бы Вам хотелось видеть в церкви (все что угодно!), чего вы не видите или не находите?
Был раньше у нас прекрасный священник, у которого удавалось сплотить молодежь, устраивая те самые прогулки и походы в интересные места, делал встречи, на которых мы учились музыке, общались. Мало священников сейчас так близки с молодежью.
Как Вам помогает Церковь и в чем? Какой-то личный опыт, если можно.
Благодаря церкви нашла очень много добрых и интересных друзей. Всегда в любой момент могу попросить совета и поддержки. С некоторыми священниками, уехавшими в другие города, до сих пор поддерживаем общение. В общине много иностранцев-носителей языка, которые с радостью помогают подтянуть необходимый уровень. Также познакомилась с крёстной мамой моего ребёнка.
Работа с молодежью, как я думаю, должна быть основным направлением, так как молодежь это наше будущее. И что в свое время Церковь посеет в сердцах их, то через много лет и пожнет.
Михаил Ватаманюк
21 год
Как Вы пришли в Церковь?
Пришел через маму, она в 17 лет, найдя Бога, учила и меня всю жизнь любви к Нему.
Чувствуете ли Вы себя частью общины? Какой храм посещаете?
Да, чувствую себя частью общины. Состою в группе живого розария, также являюсь членом редколлегии приходской газеты, регулярно пребываю на молодежных встречах, реколлекциях, воскресных Мессах. Посещаю Храм св. Георгия Великомученика и св.Франциска Ассизского в Калуге.
Много ли молодежи Вы видите в Церкви, знакомы ли с кем-то?
В Церкви вижу, что много :)
А в приходе нас человек 20, из которых добрая половина принимает активное участие в жизни прихода. Лично знаю лишь активистов.
Есть ли у Вас мысли о том, как КЦ в России должна взаимодействовать с молодежью и должна ли вообще?
Работа с молодежью, как я думаю, должна быть основным направлением, так как молодежь это наше будущее. И что в свое время Церковь посеет в сердцах их, то через много лет и пожнет. Я бы хотел больше духовных реколлекций на актуальные темы, такие как: секс (все за/против), брак, изучение Истории КЦ, Обряды, Различие Церквей, Слово и разбор последнего "на месте".
Что бы Вам хотелось видеть в церкви (все что угодно!), чего вы не видите или не находите?
Хотелось бы, как уже описал, больше работы с молодежью на современном языке.
Католическая молодежь, на мой взгляд, в целом недостаточно проинформирована и вовлечена. Нужно продумывать интересные мероприятия, сплачивающие и воспламеняющие любовь к Богу в тенденциях времени, в котором мы живём.
Екатерина
27 лет
Как Вы пришли в Церковь?
Мои родители были певчими в церковном хоре. Поэтому можно сказать, что в церковь я сама и не приходила, а фактически в ней росла. Так было до 6 лет, потом родители развелись, и я стала там появляться в основном с папой, - он продолжал меня туда водить, но это было реже.Это было лоно православной церкви (РПЦ). Многие вещи там у меня всю жизнь вызывали некий внутренний диссонанс, даже не смотря на то, что вроде бы в ней воспитана. Далее был долгий период кризиса связанного с юностью и поиском истины. Я попросила своего папу найти мне "духовника". К моему огромному удивлению он посоветовал священника-котолика, мне было без разницы и так я и пришла в католический храм впервые.Этот самый священник смог зажечь во мне огонь истинной веры. С тех пор я знала, что не с проста все сложилось именно так, потом что мне очень близки ценности именно этой церкви.
Чувствуете ли Вы себя частью общины? Какой храм посещаете?
Да, я чувствую себя частью общины, благо она у нас есть крепкая и дружная, что огромная редкость. Посещаю Храм святой Ольги в Люблино.
Много ли молодежи Вы видите в Церкви, знакомы ли с кем-то?
Молодежи в целом хватает. Чтобы не было путаницы, в моем понимании молодежь это до 40 лет :)
Я знакома почти со всеми, кого часто вижу в храме.
Есть ли у Вас мысли о том, как КЦ в России должна взаимодействовать с молодежью и должна ли вообще?
Да, у меня есть подобные мысли. Я считаю, что не каждый священник имеет знания и определенную харизму для того чтобы работать непосредственно с молодежью. Поэтому здесь важно ставить грамотный вопрос о распределении сил и ресурсов Епархией и т.д. Безусловно церковь обязана заниматься вопросами взаимодействия с молодежью, а так же ее просвещением.
Что бы Вам хотелось видеть в церкви (все что угодно!), чего вы не видите или не находите?
Лично мне хотелось бы видеть в России хоть какое-нибудь подобие музыкальной развитой составляющей части. На данный момент уровень оставляет желать лучшего. Такое ощущение, что всем совершенно тотально на это наплевать, а ведь музыка всегда является и будет являться очень важным элементом церкви. В нашей стране не организовывают групп и прославления, нет молодежных движений, занимающихся непосредственно этим. Работа профессиональных музыкантов не востребована, потому что все могут сделать затейники-любители на примитивном уровне. Католическая молодежь, на мой взгляд, в целом не достаточно проинформирована и вовлечена. Нужно продумывать интересные мероприятия, сплачивающие и воспламеняющие любовь к Богу в тенденциях времени, в котором мы живём.
Как Вам помогает Церковь и в чем? Какой-то личный опыт, если можно.
Церковь помогает мне в твердости моей веры. Личный опыт такой, что церковь дает определенное видение и стратегию пути к Богу. Мне очень помогает община во всем абсолютно. Могу твердо сказать, что община стала для меня первым местом в жизни проявления безусловной любви Бога, через других людей.
Лидеры-миряне. Где подобные американским хэдлайнерам? Вот их вообще не вижу. Хотя они, наверное, от меня прячутся.
Анна Зуева
25 лет
Как Вы пришли в Церковь?
Этот вопрос всегда ставит меня в тупик, так как я совсем не понимаю ни как я пришла в Церковь (мне даже проще объяснить, почему именно Католическая Церковь, а не православная), ни зачем. Ведь на самом деле мне все больше и больше кажется, что жить вне Церкви и без Церкви вообще намного проще. Да, Церковь дает какой-то смысл, но всегда его можно найти и в чем-то другом.
Но вернемся к вопросу. Я могу рассказать свой путь в Церковь, который я все продолжаю осмыслять. На данном этапе жизни я понимаю, что вся моя жизнь и весь смысл моей жизни сосредоточился именно в этом институте. Дышать каким-то другим «воздухом» у меня уже совсем не получается.
В детстве у меня было стойкое ощущение, что православная Церковь - это вообще не Церковь, а православные священники - не священники. Священник обязательно должен выглядеть только как латинянин. Откуда у меня было подобное представление - ума не приложу. Мама рассказала однажды странную историю, как 7 или 8-летняя девочка упорно ее заверяла, что будет работать в Ватикане. Чего?
В школе нас таскали по монастырям и храмам, и я всегда бегала от священников и жутко боялась, что они ко мне подойдут и начнут что-то говорить (в принципе, пару раз так случилось, и я просто старалась вжаться в стенку или вообще не заходить в храм, чтобы не попасться на глаза этим «жутким мужикам»). И не могу сказать, что увлекалась европейской культурой. Скорее, Древним Римом, фэнтези… Но Толкиен и Льюис (кажется, что стандартные авторы, которых частно упоминают при выборе в пользу католичества) не входили в круг моих интересов. Переломным моментом стала поездка в Италию. Тут опять получилось странно. Мы с мамой договорились, что это будет ее подарок на окончании школы, но внезапно она передумала и мы поехали после 10-ого класса. До сих пор у меня перед глазами стоит картинка: я сижу в огромном туристическом автобусе, который фактически застрял на маленькой римской улочке из-за огромного количества монашествующих (что это были монашествующие - это уже я сейчас понимаю, а тогда было: кто эти непонятные люди?!). Они шли нескончаемым потоком. Почему-то это потрясло меня до глубины души, и по возвращению домой я поняла что пришла пора что-то менять в своей жизни. Я нашла кафедральный собор в Москве, ко мне присоединилась моя школьная подруга, и мы отправились на разведку. Зашли в храм, тихонько сели на скамейки. Сидим, смотрим вокруг… И тут меня пронзает и я шепчу своей подруге: самое главное на службу не попасть! Вдруг начинает играть орган. Музыка льется, раздается звон колокольчика, встают люди… Мы попали, да? - шепчет подруга. Ага, попали…
С той самой пятницы раз в неделю мы ездили в храм. Я не знаю, почему и зачем. Просто ездили. Просто мне это надо было. Как воздух. У меня не появилось никакого ощущения, что я дома, что я на своем месте. Мне это просто надо было. Потом поговорила с сестрами, записалась на катехизацию. Присоединилась на первом курсе универа. Признаюсь, мой мир был полностью разрушен Церковью. Нет, родственники и друзья от меня вовсе не отвернулись, но он полностью поменялся. Многое произошло за первый год. Я и уходила из Церкви, чтобы хоть как-то спасти свой привычный мирок, привычное отношение к себе, но если один раз Бог по-настоящему вошел в твою жизнь, то назад уже ничего нельзя отыграть. Либо совсем потерять себя и превратиться в мыслящее животное. Пойти по такому пути я не могла. Вернулась в Церковь и на три года превратилась в «воскресного католика». А что мне было делать в кафедральном соборе? Учитывая свой социопатический склад характера, то я просто плыла по течению, в минимальном объеме общаясь с людьми (спасибо «Живому Розарию», хоть каких-то знакомых приобрела).
Наверное, здесь и надо закончить свой рассказ, но все же без моего храма он был бы неполным, так как я считаю, что моя реальная, настоящая, живая церковная жизнь началась только там. Три года я проходила в кафедрал, а потом московский католический мир официально раскололся на приходы. Епископ выпустил декрет о территориальном делении Москвы по приходам. Говорили о специальных заявлениях, если кто-то по месту жительства принадлежит к другому приходу, но хочется остаться в кафедрале. Я задумалась. В тот момент моя подруга ходила на катехизацию, и я «захаживала» вместе с ней. Там познакомилась с одной женщиной, которая рассказывала про удивительных священников в св. Ольге. И тут мне говорят, что я принадлежу к этому приходу. Да зачем мне туда? - думала я, но решила проверить, что там происходит.
Люблю рассказывать эту историю. Даже очень люблю. Простите за много букв!
Все, кто попадает в храм св. Ольги впервые, жалуются, что его сложно найти. Да, есть немного. Он окружен со всех сторон многоэтажками и совсем не похож на храм. Это же здание бывшего ДК. Я раза три его обошла вокруг, пока все-таки не призналась самой себе, - это он. И внутренне содрогнулась. Тогда, 4 года назад, еще не было этого прекрасного ремонта, здание было темным внутри, с древними деревянными, иногда поскрипывающими полами. Я не сразу поняла, где часовня. Там сидел непонятный старичок, что-то читал. И еще по-моему одна женщина, но точно не помню. Я испуганно и тихонько села. Вроде алтарь есть, иконы висят, крест стоит. Наверное, все-таки туда попала. Старичок встал, подошел к алтарю, снял покрывало, в упор посмотрел на меня и поманил к себе. Я не сразу сообразила, что происходит, но он упорно подзывал меня к себе. Дал в руки покрывало и сказала сложить. Потом: Свечи подрезать умеешь? Нет? Пошли научу. Вывел меня из часовни, дал свечи и нож в руки. Оставил подрезать. Я склонилась над свечами и слышу «голос с неба»: Псалом петь умеешь? Я испуганно замотала головой, не в силах вымолвить ни слова. Девушка тяжко вздохнула и ушла. Старичок оказался священником, а девушка - органисткой. Больше ни ногой сюда - решила я. И месяца два носа не показывала в храме св. Ольги.
Потом случились иезуитские рекколекции. Мы возвращались на электричке в Москву. Все весело болтали (еще бы, 5 дней в молчании!), а я напряженно размышляла: что делать-то? Домой не хочется, на кафе особо денег нет, да и нет настроения. И я поехала в храм св. Ольги. Зачем и почему - не знаю. Вот совершенно не представляю. Получила очередной пинок от Святого Духа и послушно покатилась. Вот и качусь уже 4-ый год.

Чувствуете ли Вы себя частью общины? Какой храм посещаете?
Община… Что ж, много копий сломалось об этот концепт. Интуитивно ясно, что община не равняется людям, посещающим храм. Так уж сложилось, что я стараюсь помогать по храму. И есть еще несколько людей, которые этим занимаются активно и на постоянной основе. Вокруг них соберутся еще люди, которых можно позвать на помощь. Частью этого развивающегося «организма» я себя чувствую, хотя бы потому что много времени, сил и нервов уходит на приходскую деятельность. На мой взгляд, община у нас еще молодая, неокрепшая, но постепенно будет все. Надо только набраться терпения.
А посещаю я храм св. Ольги. Конечно же, приглашаю. У нас всегда найдутся печеньки.
Много ли молодежи Вы видите в Церкви, знакомы ли с кем-то?
Немного некорректный вопрос. Если говорить о всей Церкви - да, вижу молодежь. Даже с кем-то знакома (как в России, так и за рубежом). И опять же: что мы подразумеваем под молодежью? Это сколько лет? И дальше продолжу свои вопросы: видеть молодежь в Церкви - это про институт и занимаемые в нем должности или это про тело Христово и Таинства? Должности - не вижу, но думаю, что плохо смотрю. Все-таки могу отнести к молодежи некоторых хэдлайнеров, о которых слышу в связи с какими-то мероприятиями (преимущественно США). Если же говорим об участии в Таинствах, а конкретнее в Евхаристии - маловато как-то. Ну и некоторых 40-летних я могу принять за молодежь. Ну правда, очень хорошо выглядят.
Если же говорить конкретно о моем храме, то на мой взгляд категория «молодежи» у нас провисла: есть средний возраст, есть дети, но молодежи маловато. Может, когда подрастут дети, то будет лучше. Я надеюсь. Ну и еще видна молодежь в Неокатехуменальном Пути, когда я иногда заглядываю к ним. Хотя, кажется, у них сейчас тоже ее стало меньше.
В своем храме я также знакома с некоторыми молодыми людьми.
Есть ли у Вас мысли о том, как КЦ в России должна взаимодействовать с молодежью и должна ли вообще?
Хм, Церковь на то и Церковь, что собирает под свое крыло всех, практически без разбору. В Церкви есть молодежь, потому сложно говорить, должна Церковь или нет. Я молодежь, я принадлежу к Церкви, значит, мы уже взаимодействуем. Вопрос о характере и виде данного взаимодействия. Надо ли создавать что-то специальное для молодежи? Людям свойственно собираться в стайки. Это нормально. И если бы на приходе был бы такой молодежный координатор, то очень круто. Такой доверенный человек, с которым молодые люди могли бы пообщаться на волнующие их темы (и это не обязательно должен быть священник). Ну и моя мечта: центр призваний. Адекватный, а не только «все дружными рядами идем в семинарию/монастырь!» Где-то такое существует. И на его основе можно делать много чего с молодежью (наверное, мои утопические мечты). Но это все-таки межприходская структура. А на приходе тогда для равенства нужны и те, кто работает с детьми, со средним возрастом, со стариками… А то будут недовольные возгласы: вот, все для молодежи, а мы что, на помойку? Кажется, что прямо специального организовывать не надо (только если есть молодежь, которая хочет что-то специальное и готова сама себя организовывать - то вперед). На моем опыте обычное чаепитие, совместное празднование, подготовка намного больше сближают людей, чем все библейские кружки вместе взятые. И надо звать молодежь на подобные мероприятия. Там она и собьется в стайку. И начнет тормошить священника/сестру (пошли с нами в кино!).
Что бы Вам хотелось видеть в церкви (все что угодно!), чего вы не видите или не находите?
Опять же буду говорить конкретно о поместной Церкви в России, а не о всем организме КЦ.
Женщины-министранты. В какой-то степени я понимаю, почему конференция епископов не разрешает в России девушкам становится министрантами, но все равно становится грустно, когда в других поместных Церквях видишь, как служат девушки при алтаре.
Лидеры-миряне. Где подобные американским хэдлайнерам? Вот их вообще не вижу. Хотя они, наверное, от меня прячутся.
Католические музыкальные группы. Ведь богата же наша страна на таланты! Или они тоже от меня прячутся?

Как Вам помогает Церковь и в чем? Какой-то личный опыт, если можно.
Вот здесь мне вообще очень сложно сказать. Католическая Церковь давно стала моей жизнью. Если у меня отобрать Церковь, то я мне придется перестраивать всю свою жизнь. Так уже получилось, что по всем фронтам у меня одна Церковь. В профессиональном плане я тоже ею занимаюсь. Так и живу.
Когда говоришь о молодежи в Церкви, салезианская духовность и Ораторий Дона Боско всплывают сами собой. В Москве также действует ораторий.
Ораторий
Молодежный центр им. святого Иоанна Боско при Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Целью деятельности Оратория является воспитание хороших христиан и добропорядочных людей. Ораторий призван помочь детям и молодежи развиваться и возрастать посредством совместной молитвы, учебы, работы и досуга.

Ораторий становится для молодежи и детей домом, который принимает; приходом, который евангелизирует и ведет к возрастанию в вере; школой, которая готовит к жизни; местом, где встречаются друзья и живут в радости.

Ораторий Дона Боско в Москве
руководитель оратория - отец Матеуш Копанецкий, SDB
Мы связались с руководителем оратория в VK, но не получили ответа. Тогда мы нашли человека, который являлся активным участником оратория в течение 15 лет с 2000 по 2015 год и расспросили его.
Самая большая проблема и самое большое требование у молодежи – это быть нужными. При этом, в работе с молодежью понятие «быть нужным» часто путается с понятием «быть должным». Молодежи говорят, какой она должна быть, используя при этом какие-то свои личные представления. Такой подход уничтожает индивидуальность молодого человека, который не хочет быть должным, а хочет быть нужным именно таким, какой он есть.
Владимир Козлов
Участник и аниматор оратория (2000-2015)
Вы были частью оратория 15 лет с 2000 до 2015. В последние годы – чем занималась молодежь в оратории?
Ораторий – это место, куда любой молодой человек мог прийти без специальных требований и мог рассчитывать, что его примут без дополнительных условий. В связи с этим, практической целью работы оратория было сделать для молодежи религиозную жизнь чем-то гармоничным и естественным. Мы использовали как вещи, которые уже придумали до нас, такие как организация паломничеств, музыкальных фестивалей, рождественские и пасхальные мистерии, международные встречи молодежи, так и вещи присущие нашей стране, нашему городу, например, такие как празднование девятого мая на территории храма, День Семьи и т.д. Также мы старались чувствовать ответственность за свой приход и помогать в подготовке торжеств. Все эти мероприятия, переживаемые в общине таких же молодых людей, мне кажется, действительно, делали для нас религиозность естественной, без дополнительных «обрядных жестов», если так можно сказать.
Как много католиков было среди участников оратория?
Конечно, основная часть молодежи в оратории была так или иначе связанна с католичеством, но я, наверное, не обману, если скажу, что мы не считали католиков. В ораторий приходили люди разных конфессии, агностики и атеисты. Как уже заметил выше, требований чтобы ходить в ораторий, никаких не предъявлялось, главным было желание участвовать в жизни оратория в том виде, в котором он себя предлагал.
Какие проекты вызывали наибольший отклик и ажиотаж у молодежи? Какие инициативы влияли положительно на работу оратория?
Безусловно, молодежи всегда были интересны поездки, паломничества, международные встречи и т.д. Это такие вещи, которые укрепляют и дружбу, и веру, поскольку ты встречаешься с другими ребятами и понимаешь, как вас много. Тем не менее, мне кажется, именно ораторий, салезианская духовность – это немного о другом. В основу своей педагогики основатель общества салезианцев св. Иоанн Боско, положил принцип «постоянного присутствия», то есть ежедневная помощь молодежи в пребывании с ней. Мне кажется очень важно, чтобы оратории были открыты как можно чаще, и чтобы в них были салезианцы, которые ждут молодежь. Вместе с тем, важно чтобы молодой человек знал, что есть место, где его ждут, как я уже заметил ранее, без всяких условий. Очень часто человеку просто некуда и не к кому пойти, и св. Иоанн Боско чувствовал эту потребность молодого человека, для чего и основал общество салезианцев. Так что работа оратория – это тихий фундамент, который всегда будет пользоваться спросом у молодежи, а все остальные мероприятия – это уже следствие работы с молодежью, а не единственный инструмент.
Молодежь меняется кардинально с течением времени или, на Ваш взгляд, молодым всегда нужно примерно одно и то же?
Как я отметил в предыдущем ответе, самая большая проблема и самое большое требование у молодежи – это быть нужными. При этом в работе с молодежью понятие «быть нужным» часто путается с понятием «быть должным». Молодежи говорят, какой она должна быть, используя при этом какие-то свои личные представления. Такое подход уничтожает индивидуальность молодого человека, который не хочет быть должным, а хочет быть нужным именно таким, какой он есть. Эти ожидания молодежи не меняются со временем, меняются лишь инструменты, которые можно ей предложить для собственной реализации. Мне кажется, у церкви самый широкий спектр таких инструментов.
Было ли что-то, чего Вам не хватало в оратории и в церкви вообще, как молодому человеку?
Мне кажется, прихожанами, в том числе и в оратории, уделяется мало внимание благотворительности, а именно она - один из фундаментов христианства. В то время как на Западе волонетрство среди бедных и больных является частью жизни молодых людей, более того, это некий признак элитарности, потому что именно среди детей обеспеченных родителей распространено волонтерство, у нас таких инициатив крайне мало, а ведь это очень эффективный инструмент для воспитания христиан
«Я хочу, чтобы в Церкви на молодежь были возложены важные обязанности. Пусть у нас найдётся смелость предоставить вам это пространство, вы же готовьтесь взять на себя эту ответственность».

Франциск
Папа Римский
Made on
Tilda