колонка редактора
Традиционалисты, либералы, святые
У меня каша в голове. Бурлит, кипит, булькает.
Эту кашу заварил не я. Но это как с голубями. Вы обижали голубей? Нет. Но они от вас все равно шарахаются. Вы не виноваты, но вы в ответе. И голуби, должен заметить, поступают весьма разумно. Мало ли что... Как однажды верно заметил один священник, мы никогда не можем уверенно сказать, что есть какой-то грех, который мы не можем совершить.
Так что я принимаю эту кашу. Моя каша. Какая есть.

И каша эта варится десятилетиями, и варят ее миллионы. Варили и варят. Тысячи ложек, черпаков, палок, ножей, рук, скрученных в трубу документов помешивают эту кашу. В ход идет все - лишь бы каша мешалась дальше.
Это каша фрустрации, это каша равнодушия.

В нашей Церкви любой конфликт, любой спор, любая проблема, любое движение сводится к противостоянию двух лагерей: "традиционалистов" (их много видов) и "либералов" (их еще больше).
И, казалось бы, что здесь такого? Это же прекрасно! Разные люди, разные мнения. Это замечательно. Воистину так. И те католики, и другие. Безусловно! Но... Лагерь оказывается важнее. Он как флаг или маркер, а флаг видно издалека. Он яркий, красивый и развевается. Под ним удобно собираться в рать.
И на флаге этом не Христос, как кажется каждой из сторон, а точка зрения, принадлежность, характеристика, лозунг, обличительный пафос, клич. Если бы на флаге был Христос, у нас остался бы один флаг. Но у нас их реет великое множество.

Чем больше я наблюдаю кашу, чем больше всматриваюсь в ее бульканье, тем больше мне кажется, что здесь уже давно что-то не так. Не с Церковью, не с Папой, не с традиционалистами или либералами. А со мной.

У нас много традиционалистов. Много реформаторов. Много либералов. Много воскресников. Много латентных верующих. Много захожан.
Знаете кого у нас нет? Святых.

Все глобальные катастрофы Церкви (и не только) при деконструкции упираются в проблему того, что мы вообще не следуем базовым, очевидным вещам. Ребенок - дар, а не право. Семья - малая Церковь. Десять заповедей нарушать не ОК. Евангелие призывает действовать сегодня, а не через 5 лет. Христос - здесь, в другом человеке. Заповеди любви. Священник - не менеджер, а призвание Бога... И так далее. Это просто где-то есть, на подкорке, в тылу армий, в воскресной школе, на катехизации, в красивых беседах и проповедях, которые даже не обязательны, а поэтому чего их слушать всерьез - мы же и так все знаем, тем более такие очевидные вещи.

Но я вижу, что мы (и я) не следуем очевидным вещам. Они очевидны, но мы им просто не следуем. Мы забиваем, забываем. Потом красиво расшаркиваемся. Много рассуждаем о грехе, о том, что мы слабы. О том, что все это демагогия. О том, что начинать с себя - абстракция.

Ниша традиционалистов занята. Ниша либералов тоже. Ниша захожан - давно. Это удобные, сформированные ниши. Вам там все покажут и расскажут. Они не столь очевидны, как Евангелие. Там есть красивости и свои внутренние ритуалы. Там много мистики. Много потенциала. Краткосрочного, правда...

Ниша святых - не занята. Сегодня - особенно.
Чтобы быть святым сегодня много не надо. Кипеть в котле с маслом не надо. Бросаться в огонь не надо. Подставлять грудь под пули тоже не надо. Истязать себя и подавно не надо. Нужно понимать и делать очевидные вещи. Вернуться к Евангелию. И каждый день - каждый - отвечать Богу "да".

Поэт Шарль Пеги как-то сказал: "Единственная реальная трагедия в жизни - не быть святым".
Made on
Tilda