Католические медиа: мнения читателей. Часть 2.
Мы собрали свидетельства католиков о католических медиа ресурсах и инфослужбе Архиепархии.
От редактора.

С 15 по 18 ноября в Москве уже в третий раз прошел семинар церковных журналистов. Это мероприятие было инициировано инфослужбой Архиепархии Божьей Матери в Москве и собрало в этот раз 34 человека.
Несмотря на то, что я, как редактор Дроби и автор подкаста Рускатолик, принимал участие в организации этого конкретного события в тех вопросах, которые касались идеи, я смог посетить его лишь в один день из четырех - 17 ноября, в день, на который было назначено мое выступление.
16 ноября, то есть когда семинар был в самом разгаре, один из участников семинара, администратор сообщества "Приходские объявления" Дмитрий Дунько опубликовал в указанном сообществе свое мнение о семинаре. Это мнение спровоцировало бурное и эмоциональное обсуждение.
В связи с этим я решил собрать свидетельства читателей католических медиа, задав всего 4 максимально простых вопроса:
1. Что такое католические медиа?
2. Что Вам нравится в современных католических медиа?
3. Что Вам не нравится в современных католических медиа?
4. Знаете ли Вы кем представлена инфослужба Архиепархии на сегодня, и в чем её обязанности?

Ниже - вторая часть полученных ответов.

1
Петр Сахаров
1. Что такое католические медиа?
В строгом смысле католические медиа (далее КМ) - это СМИ, работающие под эгидой тех или иных структур Католической Церкви, что напрямую декларируется. Однако существуют также СМИ, не подчиненные никаким официальным церковным структурам, но именующие себя католическими и в своей политике выражающие приверженность католическим ценностям. Наиболее яркий пример - итальянская газета "Avvenire": она называет себя "quotidiano di ispirazione cattolica" (буквально "ежедневник католического вдохновения"), при этом совершенно независима от католической иерархии. КМ не обязательно ограничиваются религиозной тематикой. Есть немало КМ "общей тематики" (general interest), затрагивающих самые разные темы от политики и экономики до культуры и спорта (напр., среди газет - та же "Avvenire" или французская "La Croix"; радио "Notre Dame" во Франции и "Renascença" в Португалии; и т.п.).
2. Что Вам нравится в современных католических медиа?
Наличие в них жизни (реальная жизнь обсуждается живыми людьми). Открытость к обсуждению острых проблем. Широта кругозора. Отсутствие запретных тем. Профессионализм. Расчет не только на узко конфессиональную аудиторию.
3. Что Вам не нравится в современных католических медиа?
Благочестивая риторика. Беспроблемность; или подгон сложных проблем под легкие "правильные" решения. Нудность (как, впрочем, и пустой пионерский задор). Различные проявления искусственности (в т.ч. пафос), не говоря уже об откровенной лжи - например, наличие в журнале или на сайте постановочных кадров (а их я, как правило, умею отличать) сразу же резко снижает у меня интерес и доверие к нему. Конфессиональная замкнутость. Местечковость. Отсутствие обратной связи.
4. Знаете ли Вы кем представлена инфослужба Архиепархии на сегодня, и в чем её обязанности?
В последние несколько лет представляю себе это довольно плохо. Знаю, кто руководит. Полагаю, что основная задача, как и прежде, - давать информацию об основных событиях жизни Архиепархии и отвечать светским СМИ на вопросы, касающиеся КЦ.

2
Дмитрий Кравченко
1. Что такое католические медиа?
Католические медиа для меня это совокупность одобряемых и регулируемых официальными представителями Церкви СМИ, основная цель которых регулярно создавать и распространять информацию, связанную с Католической Церковью.
2. Что Вам нравится в современных католических медиа?

На остальные вопросы говорю только о России:
Нравится то, что католические медиа, как и вся Католическая церковь, построены на принципах открытости и возможности реально влиять как на контент, так и на обсуждаемые темы.
3. Что Вам не нравится в современных католических медиа?
С ответом на вопрос что мне не нравится сложнее. На языке крутится только словосочетание "слабое влияния на ситуацию". Причем как в церковной среде, так и вовне.
4. Знаете ли Вы кем представлена инфослужба Архиепархии на сегодня, и в чем её обязанности?

Запомнить кто есть в инфослужбе не сложно: там только отец Георгий Кромкин. А еще, насколько я понимаю, отец Кирилл является пресс-секретарем, но он не сотрудник инфослужбы. Чем занимается подразделение в точности не знаю, могу только несколько пабликов и мероприятий перечислить, которыми, очевидно, занимается инфослужба."

3
Анна Гольдина
1. Что такое католические медиа?
В моем восприятии католические медиа – это, прежде всего, община. Я бы ее сравнила со своего рода салатом оливье. У каждой хозяйки свой рецепт, у каждого гостя свои предпочтения. Лично для меня важны три основных ингредиента: потребитель контента, производитель и духовное сопровождение. Казалось бы, понять запросы потребителя очень просто. Нужно посмотреть аналитику ресурса и сделать выводы. Но тогда очень быстро мы скатимся в сегмент «Жизнь поп-звезды за неделю». При том, что лучше всего просматриваются, переводятся и "перепащиваются" хлесткие или сезонные материалы (например, Адвент, Рождество), свою аудиторию необходимо воспитывать. Не морализаторские материалы выкладывать, а вместе со своим «потребителем» искать интересные/важные/необходимые моменты христианской жизни. Стараться дать пищу для размышлений. Все время искать пути перехода на более «высокий» уровень понимания своей жизни во Христе… В то же время не терять глаз живого читателя. Мы же обращаемся не к некоему виртуальному верующему. Наши читатели сидят прямо рядом с нами на лавках в храме! Все это делает жизнь производителя контента весьма непростой. Человек, распознавший в себе призвание к медиаслужению, в первую очередь, должен с вниманием отнестись к своей духовной жизни, к своему видению Бога и ближнего. Все наши правильные материалы ничего не стоят, если при этом мы хамим, оскорбляем и что-то там еще (конечно, ко мне это в первую очередь имеет отношение!) Весь ужас в том, что мы – не бойцы идеологического фронта. Мы – служители! Нас никто не должен читать, воспринимать всерьез, но мы всей душой стремимся быть полезными нашим ближним тем даром, которым наделил нас Господь. И именно поэтому христианскому медиаресурсу, даже самому маленькому, нужно духовное сопровождение. Без поддержки, вдохновения и доброжелательной критики «журналист» очень быстро выгорает. Он вполне может продолжить творить на благо Церкви, но при этом его собственные отношения с Богом будут напоминать засохшую смоковницу… Если смешать все эти ингредиенты, то получится здоровая община, в которой есть место служению, смирению и надежде. И что очень важно: распространяющая свет своей живой веры во вне.
2. Что Вам нравится в современных католических медиа?
В современных католических медиа мне многое нравится: желание открывать новые темы, внимание к вопросам повседневности, ответы на сложные вопросы, необычные способы подачи материала… Все это прекрасно в тех местах, где работают целые редакции. В наших же условиях … У меня есть список авторов, которых я читаю или просматриваю, в случае с фотографиями, всегда. Если меня привлекает название или слова в соцсети, я, как потребитель, сначала загляну в конец материала на подпись. В этом смысле мне нравится, что в группах Рускатолика всегда указывается, чей материал сегодня представлен на сайте. На самом деле на этот вопрос мне трудно отвечать конкретно, потому что, как мне кажется, у нас нет католических медиа. У нас есть группа ресурсов, дающих некую информацию. Все они ведут вяло текущее существование, характеризующееся внезапными всплесками/вбросами интересного, обычно единичного, материала.
3. Что Вам не нравится в современных католических медиа?
Я бы для себя переформулировала вопрос: что Вам не нравится в современных российских католических ресурсах? Мне не нравится общая инертность. У нас нет новостей. В изначальном понимании слова новость, т.е. когда утром произошло, а днем уже есть репортаж. Если новость выкладывается через сутки, то это уже старость. Все уже всё обсудили. К этому моменту нужна бы аналитика, но ее тоже нет. Мне не хватает интересно написанных материалов, посвященных повседневной жизни, вдохновляющих, заставляющих задуматься. И самое главное, чего мне не хватает, это – огонька, драйва, веяния Святого Духа, которое передается и через глобальную Сеть. Для меня наши ресурсы – это не Пасхальная процессия, несущая Свет миру, а скорбь вечера Великой Пятницы.
4. Знаете ли Вы кем представлена инфослужба Архиепархии на сегодня, и в чем её обязанности?
Кем представлена инфо служба знаю. Обязанности примерно известны. Хотя лично мне абсолютно непонятно, почему эту должности занимают священники. На мой взгляд, за этим выбором скрывается большое недоверие к мирянам, среди которых есть профессиональные журналисты, умеющие говорить с миром на языке мира, а не на языке клира. Даже у РПЦ аналогичную структуру возглавляет мирянин. И это точно не спроста! Инфо служба у нас таким образом предстает и как некий церковный надзирающий орган. Хотя в нормальных условиях она первая среди равных в медиа пространстве. Скорее камертон, чем хлыст. В этом случае особенно ценно, чтобы ее возглавлял профессиональный журналист, имеющий соответствующую подготовку и опыт работы. Мне понятно недоверие официальный структур к мирянам – «журналистам». Призвание к такому служению не говорит о наличии необходимых в первую очередь катехитических знаний. Про умение писать новости, например, я даже не говорю…В связи с этим мне видится целесообразным обучать желающих, в первую очередь уже работающий, в медиаслужении. Обучать наравне с катехизаторами, поскольку их функции и задачи не так уж сильно отличаются. Как и выдавать «бумажки» подобные каноническим миссиям тем, кто обслуживает ресурсы, в название которых стоит слово «католический». Приходы должны знать своих героев в лицо, чтобы быть более открытыми к общению. А также четко понимать, что те, кто пишет для прихода и от имени прихода, не какие-то гастролеры, а те самые люди, которые вместе со всеми стоят в очереди к исповеди и причащаются. На мой взгляд, который никому не навязываю, медиа службы приходов должны подчиняться катехитической комиссии, которая сможет контролировать уровень вненовостного контента. А также вдохновлять и направлять, поскольку имеет соответствующий ресурс. И то, что крайне необходимо, это душепастырство журналистов. Хотелось бы, чтобы этот человек, не только хорошо понимал специфику этой кухни, но и имел терпение, сострадание, чтобы выслушать, приободрить и направить!

4
Оксана Пименова
1. Что такое католические медиа?
На мой взгляд, католические медиа - это средства массовой информации, которые организованы и финансируются католической церковью, чтобы передавать, транслировать и распространять официальную информацию о Католической церкви (короче, представители Католической Церкви в медийном пространстве). Соответственно, жду от них фактическую информацию о важных событиях, планируемых и проходящих, передачу позиции Церкви и церковных иерархов по тем или иным событиям, возможно.
2. Что Вам нравится в современных католических медиа?
Не могу оценить современные католические медиа вообще, так как они разнообразны. По жизни придерживаюсь позиции, что важнее то, что происходит ближе, поэтому хочется знать в первую очередь про самое близкое - свои приходы, епархию и страну (как и в политике и других сферах), а уже потом - о Церкви во всем мире, если есть что-то, что является общезначимым событием. Из реалий, которые сложились в России, у меня такое ощущение, что с одной стороны до людей вообще не доходит информация, с другой стороны люди особенно и не знают, где ее искать и не хотят искать, если она не под носом (и тогда, бывает, пропустят). Организаторы часто говорят, что по всем каналам рекламировали (каналы, иногда специально закрытые, чтобы не приходили абы кто). Не хватает координации, чтобы понятно было, где что искать можно и нужно. Но это все субъективно.
3. Что Вам не нравится в современных католических медиа?
См. ответ на вопрос 2.
4. Знаете ли Вы кем представлена инфослужба Архиепархии на сегодня, и в чем её обязанности?
Инфо служба Архиепархии. Знаю, что она существует, даже иногда захожу на сайт, когда нужно найти официальную информацию по работе (так бы вообще не заходила, потому что сайт выглядит неживым, много устаревшей информации, которая не вызывает доверия и по работе не сильно помогает). Если бы в свое время не услышала и потом не проверила, кто ее представляет, то не знала бы. Все равно не понятно, кто работает в команде, а хотелось бы знать. Обязанность по идее информировать о событиях в епархии, но ничего кроме событий вокруг епископа там не видно, словно епархия - это только епископ. Спасибо за страницу на ФБ, так удобнее (хотя для меня самый удобный новостной формат - канал в телеграмме, я его для этого и использую). От сайта я бы хотела, чтобы информация была актуальна, где какой священник служит, базовые контакты, отчеты и пр.

5
Илья Астапов
1. Что такое католические медиа?
Понимаю католические медиа в первую очередь как средство благовестия, чтобы в наш информационный век голос Церкви мог достигнуть каждого человека. Это не только проповедь, но и информирование, новости, аналитика. Но на данный момент более важным мне кажется то, чтобы католические медиа являлись средством общения и диалога, нужен feedback.
2. Что Вам нравится в современных католических медиа?
Может прозвучит парадоксально, но мне нравится, что в большинстве своем их делают не профессионалы, но люди доброй воли, простые прихожане вместе со священниками. Это, конечно же, касается России. То есть нередко эти новости и статьи не являются чем-то шаблонным, но плодом размышления, осмысления, переживания личной веры, своего пути в Церкви и вместе с Церковью, что в итоге, благодаря творческой работе, обретает свою форму и несет некую информационную новизну.
3. Что Вам не нравится в современных католических медиа?
Не нравится все же отсутствие официальных СМИ, под которыми подразумеваю постоянный штат работников, редакционный совет, официальный информационный орган не только внутреепархиальный, но общеепархиальный с его официальным координационным центром для того, чтобы отразить действительность всей Католической Церкви в России. Присутствует также неумение находить и даже писать новости, поэтому большое число наших ресурсов занимаются дублированием новостей с "Радио Ватикана".
4. Знаете ли Вы кем представлена инфослужба Архиепархии на сегодня, и в чем её обязанности?
Да, конечно. Один из ее проектов "Вечерняя католическая газета" нахожу очень удачным.
Made on
Tilda